3.1. Сервисная модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами
Ориентация органов и учреждений публично-правовых образований на обеспечение удовлетворения потребностей частных лиц в ситуациях, требующих участия государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, предполагает переход на сервисную модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами.
3.2. Жизненная ситуация - фокус сервисной модели. Единая методология обслуживания граждан и юридических лиц
Сервисная модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами должна обеспечивать максимальное удобство и доступность такого взаимодействия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является его заявительный порядок.
Данный принцип подразумевает, что заявителю не могут предоставляться государственные и муниципальные услуги без выражения им воли по получению соответствующих услуг посредством запроса заявителя.
Вместе с тем заявителю могут быть предложены для предоставления те государственные, муниципальные услуги, необходимые и обязательные услуги и услуги, сопутствующие получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации, объективная потребность заявителя в которых может быть определена на основе понимания его законных интересов.
При этом отправной точкой в определении соответствующих потребностей должна быть жизненная ситуация заявителя, в которой у него может возникнуть потребность в содействии со стороны публично-правовых образований.
3.3. Архитектура сервисной модели ("анатомия сервисной модели"):
3.3.1. Единое информационное пространство обслуживания граждан и юридических лиц
Обеспечение предоставления услуг на основе жизненной ситуации требует организации единого информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц.
Функциями единого информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц являются:
1) обеспечение информирования заявителей о предоставлении услуг на основе жизненных ситуаций;
2) обеспечение информационного взаимодействия субъектов, участвующих в предоставлении услуги на основе жизненной ситуации;
3) обеспечение предоставления услуг на основе жизненной ситуации в электронной форме.
Единство информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц обеспечивается посредством:
1) портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми (далее - Портал);
2) системы межведомственного электронного взаимодействия;
3) автоматизированной информационной системы МФЦ;
4) официальных сайтов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
5) ведомственных информационных систем.
Предоставление услуги на основе жизненной ситуации осуществляется МФЦ на основе сформированной модели предоставления такой услуги.
3.3.2. Единая методология перевода государственных услуг для их оказания гражданам и юридическим лицам на основе жизненных ситуаций
В целях методологической и нормативной подготовки организации перевода услуг для их оказания гражданам и юридическим лицам на основе жизненных ситуаций и обеспечения единства подходов к такому предоставлению услуг необходимо наделить соответствующими функциями государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр информационных технологий" (далее - ГАУ РК "ЦИТ").
Функции по организации методологической и нормативной подготовки услуг на основе жизненных ситуаций включают в себя:
1) разработку моделей предоставления услуг на основе жизненных ситуаций;
2) утверждение стандартов предоставления услуг на основе жизненных ситуаций;
3) организацию технической возможности оказания услуг на основе жизненных ситуаций в электронном виде с учетом действующей инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми;