РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 января 2015 года N 15-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ОСНОВЕ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГОДОВ]
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2019 года на основании распоряжения Правительства РК от 01.07.2019 N 234-р.
____________________________________________________________________
В целях совершенствования государственной политики Республики Коми по предоставлению государственных и муниципальных услуг на территории Республики Коми:
1. Утвердить Концепцию предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми на основе жизненных ситуаций на период 2014 - 2020 годов (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Коми, государственным органам Республики Коми при планировании и организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми руководствоваться Концепцией.
3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти при планировании и организации процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми учитывать положения Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми в сфере реализации в Республике Коми единой государственной политики в области предоставления государственных и муниципальных услуг.
Председатель Правительства
Республики Коми
В.ТУКМАКОВ
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ОСНОВЕ ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА ПЕРИОД 2014 - 2020 ГОДОВ
Совершенствование системы государственного управления является одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации.
Предоставление государственных (муниципальных) услуг является одним из наиболее чувствительных для общества элементов государственного управления.
Реализация многопланового принципа доступности обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг должна быть основным направлением совершенствования государственного (муниципального) управления в части предоставления соответствующих государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" перед Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поставлена задача обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", в том числе организацию поэтапного предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", до 1 января 2015 г.
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) позволяет обеспечить большую доступность таких услуг, так как позволяет заявителю обращаться за предоставлением различных государственных и муниципальных услуг в одном месте.
Вместе с тем доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг ограничивают следующие факторы:
1) обязательность предварительного получения заявителем иных государственных и муниципальных услуг. Например, для получения государственной услуги по назначению пособия по уходу за ребенком предварительно необходимо получить государственную услугу по регистрации рождения ребенка;
2) обязательность предварительного получения заявителем услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - необходимые и обязательные услуги). Например, для получения муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство заявитель должен получить такую необходимую и обязательную услугу, как экспертиза проектной документации;
3) отсутствие у заявителей точной и исчерпывающей информации о наличии у них прав на получение тех или иных государственных и муниципальных услуг. Например, заявитель может не знать о наличии у него права на получение мер социальной поддержки;
4) отсутствие у заявителей актуальной и достаточной информации о возможности и условиях получения услуг, сопутствующих получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации. Например, у заявителя может не быть информации о существующих типовых проектах перепланировки жилых помещений.
В этой ситуации существенной потребностью заявителей является возможность комплексного получения государственных и муниципальных услуг. При этом комплексное предоставление государственных и муниципальных услуг должно основываться на жизненных ситуациях самого заявителя.
Основной целью предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми на основе жизненных ситуаций (далее - услуги на основе жизненных ситуаций) является максимальное содействие заявителю в удовлетворении его потребностей как со стороны государственных и муниципальных организаций, так и со стороны иных организаций.
Предоставление услуги на основе жизненной ситуации предусматривает деятельность по организации комплексного оказания заявителю государственных (муниципальных) услуг, соответствующих необходимых и обязательных услуг и услуг, сопутствующих получению государственных и муниципальных услуг.
Для реализации основной цели и предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Коми на основе жизненных ситуаций необходимо решить следующие задачи:
1) формирование и развитие сервисной модели взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами, в том числе обеспечение реализации единой методологии обслуживания граждан и юридических лиц;
2) формирование и развитие архитектуры сервисной модели, в том числе создание единых: информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц, центра управления обслуживанием граждан и юридических лиц, технологической инфраструктуры сервисной модели взаимодействия с гражданами и юридическими лицами, модели предоставления услуг на основе жизненной ситуации.
Сформированная сервисная модель взаимодействия с гражданами и юридическими лицами позволит повысить уровень удовлетворенности граждан предоставлением государственных и муниципальных услуг.
3.1. Сервисная модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами
Ориентация органов и учреждений публично-правовых образований на обеспечение удовлетворения потребностей частных лиц в ситуациях, требующих участия государственных органов Республики Коми и органов местного самоуправления в Республике Коми, предполагает переход на сервисную модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами.
3.2. Жизненная ситуация - фокус сервисной модели. Единая методология обслуживания граждан и юридических лиц
Сервисная модель взаимодействия государства с гражданами и юридическими лицами должна обеспечивать максимальное удобство и доступность такого взаимодействия.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является его заявительный порядок.
Данный принцип подразумевает, что заявителю не могут предоставляться государственные и муниципальные услуги без выражения им воли по получению соответствующих услуг посредством запроса заявителя.
Вместе с тем заявителю могут быть предложены для предоставления те государственные, муниципальные услуги, необходимые и обязательные услуги и услуги, сопутствующие получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации, объективная потребность заявителя в которых может быть определена на основе понимания его законных интересов.
При этом отправной точкой в определении соответствующих потребностей должна быть жизненная ситуация заявителя, в которой у него может возникнуть потребность в содействии со стороны публично-правовых образований.
3.3. Архитектура сервисной модели ("анатомия сервисной модели"):
3.3.1. Единое информационное пространство обслуживания граждан и юридических лиц
Обеспечение предоставления услуг на основе жизненной ситуации требует организации единого информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц.
Функциями единого информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц являются:
1) обеспечение информирования заявителей о предоставлении услуг на основе жизненных ситуаций;
2) обеспечение информационного взаимодействия субъектов, участвующих в предоставлении услуги на основе жизненной ситуации;
3) обеспечение предоставления услуг на основе жизненной ситуации в электронной форме.
Единство информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц обеспечивается посредством:
1) портала государственных и муниципальных услуг (функций) Республики Коми (далее - Портал);
2) системы межведомственного электронного взаимодействия;
3) автоматизированной информационной системы МФЦ;
4) официальных сайтов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
5) ведомственных информационных систем.
Предоставление услуги на основе жизненной ситуации осуществляется МФЦ на основе сформированной модели предоставления такой услуги.
3.3.2. Единая методология перевода государственных услуг для их оказания гражданам и юридическим лицам на основе жизненных ситуаций
В целях методологической и нормативной подготовки организации перевода услуг для их оказания гражданам и юридическим лицам на основе жизненных ситуаций и обеспечения единства подходов к такому предоставлению услуг необходимо наделить соответствующими функциями государственное автономное учреждение Республики Коми "Центр информационных технологий" (далее - ГАУ РК "ЦИТ").
Функции по организации методологической и нормативной подготовки услуг на основе жизненных ситуаций включают в себя:
1) разработку моделей предоставления услуг на основе жизненных ситуаций;
2) утверждение стандартов предоставления услуг на основе жизненных ситуаций;
3) организацию технической возможности оказания услуг на основе жизненных ситуаций в электронном виде с учетом действующей инфраструктуры электронного правительства в Республике Коми;
4) осуществление методической и технической поддержки МФЦ на территории Республики Коми при оказании на их базе услуг на основе жизненных ситуаций;
5) организацию и обеспечение функционирования единого информационного пространства обслуживания граждан и юридических лиц.
3.3.2.1. Единый центр управления обслуживанием граждан и юридических лиц
В целях организации предоставления услуг на основе жизненных ситуаций и обеспечения единства подходов к такому предоставлению услуг необходимо наделить соответствующими функциями государственное автономное учреждение Республики Коми "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми" (далее - Уполномоченный МФЦ):
1) заключение соглашений (договоров) о взаимодействии с субъектами, участвующими в предоставлении услуг на основе жизненных ситуаций;
2) организация взаимодействия с юридическими и физическими лицами, оказывающими услуги, сопутствующие получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации, а также организациями, предоставляющими необходимые и обязательные услуги;
3) осуществление контроля Уполномоченным МФЦ за предоставлением услуг на основе жизненных ситуаций МФЦ.
Организация взаимодействия с юридическими и физическими лицами, оказывающими услуги, сопутствующие получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации, а также организациями, предоставляющими необходимые и обязательные услуги, осуществляется посредством заключения соответствующих договоров в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом должно соблюдаться антимонопольное законодательство Российской Федерации.
3.3.3. Единая технологическая инфраструктура сервисной модели:
3.3.3.1. Портал
Портал обеспечивает:
1) размещение информации о предоставлении услуг на основе жизненных ситуаций;
2) информирование заявителей о возможности получения услуги на основе жизненной ситуации;
3) возможность обращения за предоставлением услуги на основе жизненной ситуации в электронной форме (при наличии такой возможности);
4) информирование о ходе предоставления услуги на основе жизненной ситуации;
5) информирование о действиях, которые необходимо совершить самостоятельно;
6) информирование о промежуточных и основных результатах предоставления услуги на основе жизненной ситуации;
7) обращение юридических и физических лиц, оказывающих услуги, сопутствующие получению государственных и муниципальных услуг и необходимых для решения задач заявителей в сложившейся жизненной ситуации, и организаций, предоставляющих необходимые и обязательные услуги, для участия в предоставлении услуг на основе жизненных ситуаций.
3.3.3.2. МФЦ
МФЦ обеспечивает:
1) информирование и консультирование по вопросам предоставления услуг на основе жизненных ситуаций;
2) прием обращения заявителя о предоставлении ему услуги на основе жизненной ситуации;