Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ "ПРАВО БЫТЬ РАВНЫМ (МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)" НА 2015 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 18.04.2017)


 III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты


Система программных мероприятий реализуется в соответствии с задачами программы по следующим основным направлениям.

1. Обеспечение межведомственного подхода к решению задач программы.

В целях реализации поставленной задачи планируется активизировать межведомственное и внутриведомственное взаимодействие специалистов в оказании услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и семьям, их воспитывающим.

1.1. Создание межведомственной рабочей группы по контролю за реализацией мероприятий программы в целях обеспечения принципа преемственности и комплексности в процессе реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью (в составе представителей заинтересованных министерств и ведомств: Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Министерства физической культуры и спорта Республики Коми, федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации).

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 10.03.2016 N 119, от 18.04.2017 N 219)

Создание данной рабочей группы позволит осуществлять контроль за реализацией мероприятий программы по направлениям деятельности различных ведомств - участников программы, что в свою очередь будет способствовать не только выполнению всех мероприятий программы вовремя и в полном объеме, но и формированию целостной межведомственной системы интеграции детей-инвалидов и преодоления социальной изолированности семей, воспитывающих детей-инвалидов, а также формировать предложения в адрес Правительства Республики Коми по улучшению положения семей, воспитывающих детей-инвалидов.

Заседания рабочей группы планируется проводить не реже 1 раза в полугодие. Денежных средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), на данное мероприятие не требуется.

1.2. Организация семинаров, конференций, круглых столов с привлечением специалистов отраслей социальной защиты, образования, здравоохранения, учреждений медико-социальной экспертизы, культуры, занятости и других по вопросам реабилитации детей-инвалидов.

Проведение данного мероприятия позволит обмениваться опытом по вопросу реабилитации и абилитации детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью. Знакомство с наработками различных ведомств в данной области позволит совершенствовать механизмы межведомственного взаимодействия в реализации мероприятий по комплексной многопрофильной реабилитации, по обеспечению социальной защищенности детей-инвалидов, в том числе с умственной отсталостью, что положительно скажется на качестве и объеме услуг по реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов.

Организацию проведения семинаров, конференций, круглых столов и т.д. планируется проводить не реже 1 раза в год. Денежных средств гранта Фонда на данное мероприятие не требуется.

1.3. Создание реабилитационной лаборатории гностико-праксической направленности для детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П.Морозова" создать реабилитационную лабораторию, в которой планируется ежегодно проводить реабилитационные мероприятия для 50 детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы (детские параличи, церебральные травмы и другие заболевания нервной системы с двигательными и когнитивными нарушениями).

У 80 - 85 процентов детей-инвалидов с поражением центральной нервной системы нарушены гностические функции (тактильного, зрительного, слухового гнозиса), служащие базисными для овладения произвольными продуктивными действиями, то есть различными видами праксиса (кинестического, динамического, пространственного, конструктивного, графического). В связи с этим у детей-инвалидов резко затруднено формирование учебных умений: письма, чтения, рисования, продуктивной трудовой деятельности, что затрудняет процесс их социализации. Гностико-праксические функции являются фундаментом для развития всех высших психических функций, их коррекция является неотъемлемой частью реабилитационного процесса, требует много времени, трудоемка и нуждается в наличии специального оборудования.

Гностико-праксическая реабилитация является составной частью нового реабилитационного направления - технологии нейропсихологического сопровождения. Ее элементы апробируются на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями им. И.П.Морозова" с 2011 года и доказали свою высокую эффективность в преодолении нарушений отклоняющегося развития детей-инвалидов. Данная технология имеет трехуровневую систему организации и представляет собой комплекс этапов психолого-педагогической коррекции и абилитации детей-инвалидов с целью развития их мозгового обеспечения и компенсации отклоняющегося развития.

В рамках данного мероприятия за счет средств Фонда планируется:

1) приобрести и освоить Монтессори-оборудование: модульное оборудование, сенсорные материалы, материалы для формирования практических навыков, методический инструментарий и материалы к урокам математики, русского языка и чтения и прочее;

2) приобрести оборудование для развития функций верхних конечностей и мелкой моторики: специализированные стенды, панели, пособия и материалы для формирования целенаправленных движений рук;

3) приобрести компьютеры со специальной клавиатурой и планшеты для формирования у детей-инвалидов навыков письма и рисования;

4) приобрести опоры для стояния и сидения с целью создания особых образовательных условий для детей-инвалидов с тяжелыми двигательными нарушениями.

2. Ранняя профилактика детской инвалидности предусматривает следующее:

2.1. Осуществление сопровождения социальным работником семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с момента рождения таких детей и до 1 года. Предполагается на базе 20 государственных бюджетных учреждений Республики Коми - центров по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения и на базе одного государственного бюджетного учреждения Республики Коми - Центра социальной помощи семье и детям города Сыктывкара осуществлять сопровождение всех семей, имеющих детей, которым на первом году жизни установлена инвалидность, путем закрепления за семьей социального работника с целью предоставления всех видов социальных услуг данным семьям оперативно и в полном объеме. Данное мероприятие осуществляется за счет собственных средств учреждений.

2.2. Функционирование социальных мобильных бригад с целью осуществления социальной абилитации и реабилитации, а также оказание помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития от 0 до 3 лет. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты" осуществлять сопровождение ребенка с нарушениями в развитии и семьи в период дошкольного детства и обеспечивать преемственность при переходе ребенка к школьному обучению (не менее 30 семей ежегодно). Данное мероприятие осуществляется за счет собственных средств учреждения.

2.3. Функционирование лаборатории ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Предполагается на базе государственного учреждения Республики Коми "Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" охватить ранней диагностикой не менее 450 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 18 лет, продолжить работу по развитию данной категории детей и по коррекции их психического развития и эмоционального состояния. Приобретение дополнительного оборудования и инструментария за счет средств Фонда не предполагается. Функционирование данной лаборатории будет осуществляться за счет собственных средств названного учреждения.

2.4. Внедрение и реализация проекта по социотуризму "Мир вокруг нас" для детей с ментальной инвалидностью и их родителей. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара" реализовать проект по социотуризму "Мир вокруг нас", направленный на реабилитацию детей-инвалидов и адаптацию семей, воспитывающих детей-инвалидов; улучшить качество реабилитационных мероприятий, направленных на успешную адаптацию и интеграцию детей-инвалидов в общество; сформировать социально-педагогические знания, умения и навыки, способствующие социализации данной категории детей; активизировать жизненную позицию семей, воспитывающих детей-инвалидов. За счет средств Фонда предполагается осуществить следующие мероприятия для детей-инвалидов и их семей:

1) посещение музеев, театров, выставочных залов;

2) проведение туристических походов;

3) приобретение туристического оборудования;

4) организация экскурсий с выездом по знаменитым местам Республики Коми и России.

2.5. Открытие группы абилитации для детей с ментальной инвалидностью и группы дневного пребывания "Дневная няня" по присмотру за детьми-инвалидами с ментальной инвалидностью. Предполагается на базе государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр социальной помощи семье и детям города Сыктывкара" открыть группу абилитации для детей с ментальной инвалидностью на 10 человек и группу дневного пребывания "Дневная няня" на 5 человек.