ЗАКОН
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 20 февраля 2003 года N 454-ЗПО
О ПРОГРАММЕ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2003 - 2010 ГОДАХ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Законов Пензенской области от 22.05.2006 N 1017-ЗПО,
от 14.11.2006 N 1159-ЗПО,
с изм., внесенными Законами Пензенской области
от 25.12.2003 N 570-ЗПО (ред. 30.12.2004)
от 23.12.2004 N 727-ЗПО, от 09.11.2005 N 898-ЗПО,
от 14.11.2006 N 1172-ЗПО, от 10.10.2007 N 1396-ЗПО)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Пензенской области от 18.12.2008 N 1659-ЗПО.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
14 февраля 2003 года
Утвердить программу "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2003 - 2010 годах по Пензенской области" (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
г. Пенза
20 февраля 2003 года
N 454-ЗПО
ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2003 - 2010 ГОДАХ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Законов Пензенской области
от 22.05.2006 N 1017-ЗПО, от 14.11.2006 N 1159-ЗПО)
Наименование программы Переселение граждан из ветхого
и аварийного жилищного фонда в
2003 - 2010 годы по Пензенской
области.
Государственный заказчик Управление жилищно - коммунального
программы хозяйства Пензенской области.
Основные разработчики программы Управление жилищно - коммунального
хозяйства Пензенской области,
Управление экономики Пензенской
области, Министерство финансов
Пензенской области.
(в ред. Закона Пензенской обл. от 14.11.2006 N 1159-ЗПО)
Цели и задачи программы Основная цель программы:
нормативно - правовое и
методологическое обеспечение
мероприятий по улучшению
жилищных условий граждан,
проживающих в ветхом и
аварийном жилищном фонде.
Задачи:
- мобилизация внебюджетных и
бюджетных ресурсов на
финансирование строительства
жилья для переселения
граждан из ветхого и
аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения
мероприятий по упорядочению
развития территорий, на
которых находится аварийный
и ветхий жилищный фонд.
Сроки и этапы реализации 2003 - 2010 годы.
программы Первый этап: 2003 - 2005 годы -
ликвидация аварийного жилья,
создание нормативно - правовой
базы улучшения жилищных
условий граждан, переселяемых
из ветхого и аварийного
жилищного фонда;
второй этап: 2006 - 2010 годы -
планомерная ликвидация ветхого
жилищного фонда, совершенствование
методологической и нормативной
базы переселения граждан из
ветхого жилищного фонда,
развитие населенных пунктов.
Исполнители программы Управление жилищно - коммунального
хозяйства Пензенской области,
Управление экономики Пензенской
области, Управление финансов
Пензенской области.
(в ред. Закона Пензенской обл. от 14.11.2006 N 1159-ЗПО)
Объемы и источники Объем финансирования
финансирования мероприятий программы
составляет 3766,45 млн. рублей:
1096,65 млн. рублей - бюджетные
средства;
2669,8 млн. рублей -
внебюджетные источники.
(в ред. Закона Пензенской обл. от 14.11.2006 N 1159-ЗПО)
Ожидаемые конечные результаты Переселение из ветхого и
аварийного жилищного фонда
около 20,9 тысячи граждан;
строительство социального
жилищного фонда общей площадью
418,0 тыс. кв. м; объемы
строительства для граждан,
переселяемых из ветхого и
аварийного жилищного фонда, до
64,0 тыс. кв. м в год.
Жилищный фонд Пензенской области по состоянию на 1 января 2002 года составил 30,2 млн. кв. м общей площади, из которых 61,3 процента находится в городской местности.
Из-за недостаточности финансирования жилищно - коммунального хозяйства за последние годы ухудшилось состояние жилищного фонда. В настоящее время 433,3 тыс. кв. м (приложение 1) жилищного фонда Пензенской области официально признаны ветхими и аварийными. В этом фонде проживает около 1,4 процента населения области, по прогнозам - 7,5 тысячи семей.
В ходе расселения граждан из разрушающихся жилых домов остро проявились проблемы нормативно - правового и финансового обеспечения жилищных прав этих граждан.
Эти проблемы носят межотраслевой и межведомственный характер, они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют бюджетных расходов капитального характера, т.е. их решение требует участия органов государственной власти Российской Федерации и Пензенской области, а также органов местного самоуправления.
Для решения указанных проблем необходимо использовать программно - целевой метод решения. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на социальное благополучие в обществе, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде Пензенской области.
Основная цель программы - обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.
Основные задачи программы:
- нормативно - правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- мобилизация внебюджетных и бюджетных ресурсов на финансирование строительства жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда;
- организация выполнения мероприятий по упорядочению развития территорий, на которых находится аварийное и ветхое жилье.
Программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Пензенской области рассчитана на период с 2003 по 2010 годы.
Реализацию программы планируется провести в два этапа:
первый этап: 2003 - 2005 годы - ликвидация аварийного жилья, создание нормативно - правовой базы улучшения жилищных условий граждан, переселяющихся из ветхого и аварийного жилищного фонда;
второй этап: 2006 - 2010 годы - планомерная ликвидация ветхого жилищного фонда, совершенствование методологической и нормативной базы переселения граждан из ветхого жилищного фонда, развитие территорий населенных пунктов и городов.
В соответствии с поставленными целями и задачами система программных мероприятий по реализации программы включает в себя комплекс мероприятий по трем основным направлениям (приложение 2):
- правовое и методологическое обеспечение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
- финансовое обеспечение программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье;
- разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения аварийного и ветхого жилищного фонда.
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному. Для этого необходимо определить установленным порядком критерии отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому. Тем не менее, муниципальные образования Пензенской области должны составить реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточнить объем такого жилья, численность проживающего в нем населения и потребность в новом жилье. Кроме того, необходимо выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
- дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
- дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
С учетом показателей реестра будет сформирован перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определены объемы финансирования с учетом региональных цен на строительную продукцию.
Указанный перечень используется при заключении государственных договоров (контрактов) с государственным заказчиком программы.
Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда регулируется жилищным законодательством, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и Пензенской области. Реализация программы предполагает совершенствование нормативной правовой базы Пензенской области, определяющей условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
При этом должны учитываться следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищном фонде социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в действующее законодательство;
в) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения согласно требованиям плана развития муниципальных образований.
Для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде, возможно:
- предоставление им жилья на условиях социального найма органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области в пределах социальной нормы, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования;
(в ред. Закона Пензенской области от 14.11.2006 N 1159-ЗПО)
- предоставление жилья за счет частных инвесторов или застройщиков, осуществляющих отселение из аварийного и ветхого жилья для подготовки земельных участков под строительство.
Предоставляемое муниципальное жилье на условиях социального найма может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
в) жильем, построенным для муниципального или социального использования;
г) реконструкцией жилищного фонда;
д) достройкой домов высокой степени готовности;