ЗАКОН
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 июня 2005 года N 823-ЗПО
ОБ ОБЛАСТНОЙ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" НА 2005 - 2008 ГОДЫ
(в ред. Законов Пензенской области от 10.04.2006 N 997-ЗПО,
от 12.09.2006 N 1094-ЗПО, от 22.02.2007 N 1220-ЗПО,
от 28.11.2008 N 1646-ЗПО)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2009 года на основании
Закона Пензенской области от 18.12.2008 N 1659-ЗПО.
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
24 июня 2005 года
Утвердить прилагаемую областную межведомственную программу "Развитие средств информатизации в медицинских учреждениях Пензенской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования" на 2005 - 2008 годы.
Установить, что объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей бюджета Пензенской области, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, бюджетов городских округов Пензы и Кузнецка и хода реализации программы.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пензенской области
В.К.БОЧКАРЕВ
г. Пенза
28 июня 2005 года
N 823-ЗПО
ОБЛАСТНАЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, РАБОТАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ" НА 2005 - 2008 ГОДЫ
(в ред. Законов Пензенской области от 20.12.2004 N 997-ЗПО,
от 12.09.2006 N 1094-ЗПО, от 22.02.2007 N 1220-ЗПО,
от 28.11.2008 N 1646-ЗПО)
Наименование - Областная межведомственная программа
Программы "Развитие средств информатизации в
медицинских учреждениях Пензенской
области, работающих в системе
обязательного медицинского страхования"
на 2005 - 2008 годы (далее - Программа)
Государственный - Министерство здравоохранения и
заказчик Программы социального развития Пензенской области
Основные разработчики - Министерство здравоохранения и
Программы социального развития Пензенской
области, Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования
Пензенской области
Исполнители основных - Министерство здравоохранения и
мероприятий Программы социального развития Пензенской
области, Территориальный фонд
обязательного медицинского страхования
Пензенской области,
лечебно-профилактические учреждения
Пензенской области
Цель и задачи - главными целями Программы являются:
Программы, важнейшие повышение качества и эффективности
целевые показатели оказываемой медицинской помощи
населению;
снижение трудозатрат на ведение
медицинской и медико-аналитической
документации;
снижение врачебных ошибок при
оказании медицинской помощи;
повышение качества медицинской
документации, первичного учета;
повышение достоверности медицинской
аналитической информации;
улучшение использования ресурсов
здравоохранения.
Для достижения этих целей необходимо
решить следующие основные задачи:
оснащение лечебных учреждений
современными техническими средствами
информатизации;
внедрение системы комплексной
автоматизации, способной выполнять
ведение электронной истории болезни
(ЭИБ), ведение
амбулаторно-поликлинической карты,
ведение реестра оказанных медицинских
услуг, ведение персонифицированного
учета лекарственных средств
Сроки реализации - 2005 - 2008 годы
Программы
Объемы и источники - общая сумма затрат составляет
финансирования 90769,5 тыс. рублей, в том числе:
Программы средства бюджета Пензенской области -
89747,5 тыс. рублей;
средства Территориального фонда
обязательного медицинского страхования
Пензенской области - 322,0 тыс. рублей;
средства местных бюджетов (г. Пенза) -
700,0 тыс. рублей.
(в ред. Закона Пензенской обл. от 28.11.2008 N 1646-ЗПО)
Ожидаемые конечные - основными результатами реализации
результаты реализации Программы являются:
Программы значительная экономия финансовых
средств лечебно-профилактических
учреждений от эффективного
использования собственных ресурсов
(время врачебного персонала);
экономия финансовых средств бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Пензенской
области от сокращения неоправданных
затрат на содержание пациента при
ожидании медицинской помощи;
увеличение эффекта от проведенных
лечебно-профилактических мероприятий за
счет сокращения времени на ожидание
пациентом медицинской помощи;
экономия средств на повторные
лабораторно-диагностические
исследования, сокращение количества
врачебных ошибок при оказании
медицинской помощи населению за счет
повышения качества медицинской
документации;
увеличение объемов оказываемой
медицинской помощи и повышение ее
качества за счет снижения нагрузки на
врачебный персонал по ведению
медицинской документации и формированию
аналитической информации;
рациональное использование средств на
проведение мероприятий по
предупреждению и профилактике
заболеваемости населения;
обеспечение оплаты оказанных
лечебно-профилактическими учреждениями
медицинских услуг в соответствии с их
реальным объемом и качеством.
Реализация областной межведомственной программы "Техническое оснащение средствами информатизации медицинских учреждений Пензенской области, работающих в системе обязательного медицинского страхования" на 2002 - 2004 годы привела к улучшению состояния компьютерного парка лечебно-профилактических учреждений, что, в свою очередь, привело к достижению эффекта в функциональном развитии системы учета медицинской помощи, развитию системы взаиморасчетов между медицинскими учреждениями, страховыми медицинскими организациями и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области. За рамками Программы в этот период в Пензенской области была создана телемедицинская сеть, которая работает на основе интернет-технологий и приносит реальную пользу в оказании медицинской помощи населению, создана сеть электронной почты в системе здравоохранения.
Однако основной проблемой на сегодняшний день остается отсутствие эффективных средств, способных качественно повысить уровень оказываемой населению медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий в работу медицинского персонала. В настоящее время процесс формирования медицинской документации врачебным персоналом занимает большую долю времени по сравнению с выполняемыми лечебно-профилактическими мероприятиями. Это приводит к увеличению времени ожидания медицинской помощи пациентом, сроков пребывания пациента в лечебно-профилактическом учреждении и ухудшению психосоматического состояния как самого пациента, так и врачебного персонала, что значительно снижает общий эффект от оказываемой медицинской помощи.
Характерно также отсутствие эффективных средств автоматизации при проведении анализа состояния здоровья населения. Для выполнения аналитической работы врачу требуется произвести переработку большого объема медицинской документации и, зачастую, данная работа выполняется за рамками основного рабочего времени. Довольно часто аналитические данные, представляемые врачебным персоналом в различные инстанции, отличны друг от друга, а низкая достоверность аналитической информации приводит к снижению качества мероприятий по предупреждению и профилактике заболеваемости населения.
Данная ситуация негативно отражается и в экономическом аспекте, так как приводит к нерациональному использованию средств бюджетов на проведение мероприятий по предупреждению и профилактике заболеваемости населения, неоправданному расходованию средств на содержание пациента.
Решить сложную задачу повышения качества медицинского обслуживания населения возможно только путем внедрения современных компьютерных медицинских систем, комплексно охватывающих все сферы лечебно-диагностических и лечебно-профилактических процессов, позволяющих максимально переключить внимание врача на пациента и обеспечивающих ведение необходимой медицинской документации с минимальными затратами времени.
Создание подобных систем невозможно отдельно в каждом лечебно-профилактическом учреждении Пензенской области. Также затруднена интеграция подразделений в единое информационное пространство лечебно-профилактического учреждения из-за неразвитых локальных вычислительных сетей, устаревшего телекоммуникационного оборудования. Имеющиеся средства информатизации в работе лечебно-профилактического учреждения используются локально в отдельных подразделениях. При таких условиях эффективность работы информационных систем лечебно-профилактического учреждения в целом составляет 40 - 50 процентов от максимально возможного эффекта при комплексной автоматизации. Для большинства лечебно-профилактических учреждений характерно отсутствие квалифицированных кадров в сфере информатизации.
Для внедрения во всех лечебно-профилактических учреждениях системы комплексной автоматизации с использованием современных телекоммуникационных и сетевых решений необходимы крупные капитальные вложения. В настоящее время система обязательного медицинского страхования не в состоянии за короткий промежуток времени обеспечить данные вложения в полном объеме. Поэтому для поступательного продвижения по пути информатизации целесообразно использование принципов поэтапного оснащения лечебно-профилактических учреждений, участвующих в Программе, концентрации капитальных вложений на решении первостепенных проблем. Для исполнения подобной схемы и принципов финансирования наиболее оптимальной является форма долгосрочной межведомственной Программы.
1. Главными целями Программы являются:
1) повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи населению;
2) снижение трудозатрат на ведение медицинской и медико-аналитической документации;
3) снижение врачебных ошибок при оказании медицинской помощи;
4) повышение качества медицинской документации, первичного учета;
5) повышение достоверности медицинской аналитической информации;
6) повышение оперативности информационного обмена в процессе лечения как между подразделениями лечебно-профилактического учреждения, так и между самими лечебно-профилактическими учреждениями;
7) достижение экономического эффекта за счет целесообразного использования ресурсов лечебно-профилактического учреждения при оказании медицинской помощи;
8) улучшение качества управления системой обязательного медицинского страхования и здравоохранения Пензенской области;
9) создание базиса для последующего внедрения передовых информационных технологий в лечебно-профилактических учреждениях Пензенской области.
2. Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи:
1) оснащение лечебных учреждений современными техническими средствами информатизации, в том числе создание производительных локальных компьютерных сетей;
2) внедрение системы комплексной автоматизации, способной выполнять ведение электронной истории болезни (ЭИБ), ведение амбулаторно-поликлинической карты, ведение персонифицированного учета лекарственных средств и мониторинга лекарственного обеспечения, автоматизацию работы клинико-диагностических лабораторий, формирование медицинской аналитической информации;
3) совершенствование средств телекоммуникационного обмена и интеграция локальных информационных систем медицинских учреждений в единое информационное пространство;
4) совершенствование организационного и нормативно-методологического обеспечения процессов информатизации.
1. Главными направлениями реализации Программы являются:
1) унификация и стандартизация информационных технологий, внедрение единых типовых решений, систем и программных продуктов;
2) создание и развитие локальных и корпоративных вычислительных сетей медицинских учреждений;
3) функциональное совершенствование информационных систем учета медицинской помощи;
4) проведение мероприятий по организации подготовки кадров сферы информатизации медицинских учреждений, особенно в звене лечебно-профилактических учреждений межрайонных центров.
2. Настоящая Программа предусматривает решение первоочередных задач информатизации в четыре этапа:
1) первый этап (2005 г.) - проведение пилотного проекта по внедрению системы комплексной автоматизации в отдельных службах одного лечебно-профилактического учреждения (МУЗ "Пензенская городская клиническая больница N 4"), включая приемное отделение, три отделения стационара, параклинические службы, кабинет поликлиники, аптеку;