(млн. долл. США)
Позиция | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. |
Внешнеторговый оборот | 83,9 | 103,5 | 108,2 | 117,1 | 148,5 | 140,7 |
в том числе: | ||||||
экспорт | 52,4 | 51,4 | 39,8 | 48,9 | 69,3 | 66,7 |
импорт | 31,5 | 52,1 | 68,4 | 68,2 | 79,2 | 74,0 |
Сальдо | 20,9 | -0,7 | -28,6 | -19,3 | -9,9 | -8,9 |
В товарной структуре экспорта основные позиции занимает продукция машиностроительной отрасли (машины и оборудование, их части и приспособления к ним, электрооборудование и комплектующие, электронные приборы, радиотехника) и промышленные товары, на долю которых приходилось в 2005 году 42,4 процента и 15,6 процента соответственно.
Товарная структура импорта представлена в основном продовольственными товарами и сырьем для их производства (54,2 процента от общего объема импорта в 2005 году) и машиностроительной продукцией (24,3 процента), что обусловлено потребностью Пензенской области в некоторых видах продовольственного сырья (сахар-сырец и др.), а промышленных предприятий - в оборудовании и комплектующих для своего производства.
Пензенская область поддерживала в 2005 году торгово-экономические отношения с 63 странами мира. В 2005 году на страны СНГ приходились 35,4 процента внешнеторгового оборота Пензенской области. Лидирующие позиции во внешнеторговом обороте региона занимают: при экспорте - Казахстан (31,8%), Германия (16,7%), Украина (14,1%), Узбекистан (4,9%), Италия (4,0%); при импорте - Бразилия (36,4%), Германия (17,0%), Украина (10,3%), США (4,1%), Колумбия (3,0%).
В 2005 году в Пензенской области было зарегистрировано 259 участников внешнеэкономической деятельности. Наиболее крупными из них являются: ОАО "Фанерный завод "Власть труда", ОАО "Биосинтез", ОАО "Маяк", ФГУП "ППО "ЭВТ", ОАО "Пензтяжпромарматура", ОАО "Пенздизельмаш" и ряд других.
В интересах наращивания экономического потенциала и развития социальной инфраструктуры привлекаются прямые инвестиции в форме создания новых предприятий по производству конкурентоспособных на внешнем рынке товаров и услуг, включая создание предприятий с иностранными инвестициями, а также филиалов зарубежных компаний на территории Пензенской области.
Объем выпущенных товаров и услуг на предприятиях с участием иностранного капитала по всем видам деятельности постоянно растет.
В целях содействия развитию международной и внешнеэкономической деятельности проводится работа по развитию соответствующей инфраструктуры. В Пензенской области действуют: представительство Управления Уполномоченного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации в Пензенской области, Пензенская областная торгово-промышленная палата (далее - ТПП), Пензенский ЦНТИ, Пензенская таможня.
В 2006 году проведен анализ предприятий города Пензы и Пензенской области по их предпочтению в работе с иностранными партнерами. Из стран дальнего зарубежья чаще всего называются фирмы таких государств, как Германия, Италия, Китай и Турция. Существуют определенные перспективы сотрудничества с Бразилией, Аргентиной и Колумбией (по импорту), а также с Индией, Ираком и рядом других стран Азии (по экспорту). Все торгово-экономические связи с дальним зарубежьем требуют дальнейшего развития.
Согласно тому же анализу большой интерес в плане продвижения пензенской продукции (услуг), в том числе через участие в выставках, представляют и многие страны СНГ, а также государства Балтии. Особенно часто в числе желаемых партнеров называются компании Казахстана, Украины, Республики Беларусь, Узбекистана, ряда других стран ближнего зарубежья.
Большое значение придается развитию межрегионального сотрудничества. Подписаны соглашения о сотрудничестве в области экономики, торговли, науки, культуры, образования, здравоохранения и спорта более чем с 40 субъектами Российской Федерации. Наиболее результативно развиваются отношения с Самарской, Саратовской и Ульяновской областями, Республикой Мордовия, городом Москвой и рядом других регионов Российской Федерации и Приволжского федерального округа. Заключение договоров и соглашений способствует развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с регионами России, что ведет к постоянному росту взаимного товарооборота.
В период, когда Россия готовится вступить во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), вопросы развития внешнеэкономической деятельности, подготовки регионов к работе в новых условиях приобретают особое значение.
Внешнеторговая либерализация после присоединения России к ВТО может привести к значительным изменениям в функционировании региональных экономик. Внешние факторы станут преобладать над факторами внутренними, обострится конкуренция между регионами не только на международном, но и на внутреннем национальном рынке. В этих условиях возникает необходимость подготовки организаций всех отраслей экономики к изменяющимся экономическим условиям.
Особо остро встает вопрос повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Недостаточная конкурентоспособность многих товаров и услуг в большинстве случаев связана с тем, что они не соответствуют европейским и международным стандартам качества, в первую очередь по таким сравнительно новым критериям, как безопасность для потребителя и соответствие международным санитарным (экологическим) нормам. В результате возникают препятствия для допуска этих товаров на внешние рынки. В настоящее время 45 предприятий Пензенской области имеет сертификаты соответствия систем управления качеством различным международным стандартам качества, что явно недостаточно.
Как связующее звено между производителями и потребителями товаров (услуг) и способ продвижения продукции на внешние рынки выступают выставки. Они становятся местом сосредоточения деловой активности конкретных секторов рынка и представляют собой пока еще до конца не используемый ценнейший источник информации о положении дел и перспективах развития производственных отраслей, региональных рынков и отдельных сегментов рынка по группам товаров и услуг. Рассматривая выставочную деятельность как наиболее эффективную форму продвижения пензенских товаров и услуг, следует применять скоординированный подход к планированию по срокам и тематике приоритетных выставочных мероприятий, проводимых в регионе и по России в целом. Необходимо также формировать общую идеологию представляемых на них экспозиций, в первую очередь, имеющих большое значение для развития экономики Пензенской области.
Таким образом, несмотря на положительную тенденцию в развитии внешнеэкономической деятельности, основными проблемами остаются:
усиление конкуренции на мировом рынке при недостаточно высокой конкурентоспособности большинства видов продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) предприятиями Пензенской области;
недостаточное развитие инфраструктуры содействия развитию внешнеэкономической деятельности (страховые, консультационные, банковские и другие услуги);
дефицит квалифицированных кадров в области международной и внешнеэкономической деятельности;
зависимость от ввозимого топлива, сырья и ряда комплектующих изделий.
К числу важнейших направлений внешнеэкономической деятельности следует отнести привлечение в Пензенскую область иностранных инвестиций. Их эффективное использование должно способствовать решению таких задач, как трансфер технологий, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга; насыщение внутреннего рынка товаров и услуг; дальнейшее развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств; выход региона на зарубежные рынки и постепенная адаптация его экономики к системе мирового хозяйства с приоритетом экспорта высоких технологий и инновационной продукции.
В последние годы в Пензенской области удавалось не только сохранять, но и увеличивать объемы иностранных инвестиций разного вида. Так, в 2005 году общий объем иностранных инвестиций в экономику области достиг 3,9 млн. долларов. Из них впервые за последние несколько лет прямые инвестиции составили более 550 тыс. долларов (все из Германии). По портфельным инвестициям в регион по-прежнему выделяется Кипр, а по кредитованию экономики Пензенской области (по займам) - Великобритания и Нидерланды.
Важно, что в последние два года в Пензенской области увеличивается доля прямых инвестиций в основной капитал в общем объеме валового регионального продукта.
Несмотря на определенные достижения в развитии инвестиционной деятельности и, в частности, в деле привлечения иностранных инвестиций в Пензенскую область имеется ряд нерешенных проблем, основными из которых являются:
недостаток собственных инвестиционных ресурсов и низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики;
недостаточный объем привлекаемых прямых иностранных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики региона;