ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 26 декабря 1991 года N 1366-XII
О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
(в ред. Закона РТ от 21.02.1992 N 1443-XII, с изм., внесенными решением Верховного суда РТ от 13.12.2001 N 3п-1-142/2001)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Бюджетного кодекса РТ от 29.05.2004 N 35-ЗРТ.
____________________________________________________________________
Бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств республики и соответствующих административно-территориальных единиц.
(Ст. 1 в ред. Закона РТ от 21.02.1992 N 1443-XII)
Бюджетная система Республики Татарстан представляет собой основанную на экономических отношениях и существующих законодательных нормах совокупность Республиканского бюджета Республики Татарстан, бюджетов районов и городов Республики Татарстан.
Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в Республике Татарстан основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Татарстан.
1. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.
2. Бюджетный процесс в Республике Татарстан строится в соответствии с настоящим Законом, иными законами Республики Татарстан, регулирующими бюджетный процесс.
3. Составление бюджета производится в соответствии с прогнозами и программами социально-экономического развития территорий.
4. Республиканский бюджет Республики Татарстан утверждается Верховным Советом Республики Татарстан, а местные бюджеты - соответствующими местными Советами народных депутатов. Об утверждении Республиканского бюджета принимается закон, а местных бюджетов - решение.
(п. 4 в ред. Закона РТ от 21.02.1992 N 1443-XII)
5. Кабинетом министров Республики Татарстан и исполнительными органами местных Советов народных депутатов ежегодно составляются консолидированные бюджеты, представляющие собой свод бюджетов соответствующей территории.
6. Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Татарстан устанавливается 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).
Счетный период включает в себя финансовый год и льготный период после его завершения, составляющий 15 дней, в течение которых завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета.
Бюджетно-финансовая политика Республики Татарстан, включающая в себя налоговую политику, проводится самостоятельно и на договорной основе с Российской Федерацией.
В бюджетную систему Республики Татарстан как самостоятельные части включаются: Республиканский бюджет Республики Татарстан и местные бюджеты (районные и городские бюджеты, бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов) и других территорий местного самоуправления.
1. Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета Республики Татарстан.
2. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение.
3. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально - экономическую, включая налоговую, политику.
Республиканский бюджет Республики Татарстан и местные бюджеты являются самостоятельными.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования.
К собственным источникам доходов бюджетов относятся:
закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета;
отчисления по регулируемым доходным источникам;
дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно Верховным Советом Республики Татарстан и местными Советами народных депутатов в рамках законодательства Республики Татарстан.
Доходы бюджета каждого уровня формируются в соответствии со статьей 8 настоящего Закона. Не допускается внесение изменений в налоговую систему, предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством Республики Татарстан.
Расходы бюджетов всех уровней разделяются на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.
В бюджет текущих расходов включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.
1. Сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым условием бюджетно-финансовой политики.
2. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.
3. В целях сбалансированности бюджета Верховным Советом Республики Татарстан и местными Советами народных депутатов могут устанавливаться предельные размеры дефицита соответствующего бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита, то вводится механизм секвестра расходов.
4. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи.
Состав защищенных статей соответствующих бюджетов определяется Верховным Советом Республики Татарстан и местными Советами народных депутатов в рамках их компетенции.
Покрытие дефицита бюджета развития может осуществляться за счет выпуска государственных займов или использования кредитных ресурсов.
В целях осуществления антиинфляционных мероприятий вопрос о предоставлении Республиканскому бюджету Республики Татарстан кредитных ресурсов и выпуске государственных займов рассматриваются Верховным Советом Республики Татарстан по представлению Кабинета министров Республики Татарстан. О разрешении на кредитование и размещение займов Верховный Совет Республики Татарстан принимает постановление.
(в ред. Закона РТ от 21.02.1992 N 1443-XII)
Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части соответствующей статьи бюджета или увеличение расходной, подлежат утверждению Верховным Советом Республики Татарстан и местным Советом народных депутатов, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного уровня дефицита бюджета.
1. Предприятие в Республике Татарстан является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица. Финансы предприятий, а также иных самостоятельных юридических лиц не могут являться частью бюджета и не могут включаться в состав соответствующих бюджетов Республики татарстан.
Платежи предприятий и иных юридических лиц перечисляются в бюджеты в первоочередном и бесспорном порядке.
Изъятие средств предприятий и иных самостоятельных юридических лиц и зачисление их в бюджет сверх налогов, сборов, взносов и обязательных платежей, установленных законом, допускается только по решению суда или государственного арбитража.
2. Расходная часть бюджетов может содержать ассигнования и дотации предприятиям или иным юридическим лицам. Это не влечет за собой установление прав собственности государства или соответствующих Советов народных депутатов на данное предприятие или на имущество иных юридических лиц.
3. Расходная часть бюджетов может содержать ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Результатом таких инвестиций является собственность государства или местных Советов народных депутатов на эквивалентную часть капитала, находящую свое выражение в полном владении или во владении акциями (паями) акционерного общества или товарищества.
4. Созданная за счет республиканских и местных бюджетных инвестиций собственность производственного и непроизводственного назначения передается решением Верховного Совета Республики Татарстан, местными Советами народных депутатов соответствующим специальным органам управления государственным и коммунальным имуществом.
5. Доходы (дивиденды) от эксплуатации, продажи, сдачи в аренду республиканской или коммунальной собственности, созданной за счет бюджетных инвестиций, могут быть либо включены в доход бюджета, либо направлены на нужды развития соответствующего предприятия по решению соответствующего Совета народных депутатов.
6. Капиталовложения за счет бюджетных ассигнований любого органа государственной власти, местного Совета народных депутатов на территории Республики Татарстан производятся свободно в капитал любой категории предприятий на общих коммерческих условиях, за исключением отраслей и предприятий, специально выделенных решением Верховного Совета Республики Татарстан.
1. Валютные средства, поступающие за счет законодательно установленных платежей, доходов от внешнеэкономической деятельности и других доходных источников, зачисляются в валютный фонд Республики Татарстан. Порядок формирования и использования валютного фонда определяется законодательством Республики Татарстан.
2. Решением Верховного Совета Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов могут образовываться целевые внебюджетные фонды. Порядок образования, управления и использования внебюджетных фондов определяется законодательством Республики Татарстан и межгосударственными соглашениями.
1. Составление и исполнение бюджета является функцией органов государственного территориального управления, рассмотрение и утверждение бюджета - функцией Верховного Совета Республики Татарстан и соответствующих местных Советов народных депутатов.
2. В Республике Татарстан кассовое исполнение бюджета осуществляется расчетно - кассовыми центрами Главного управления Росцентрбанка по Республике Татарстан. В случае отсутствия его учреждений на местах банковские операции по исполнению местных бюджетов осуществляет другой банк по его поручению.
3. Кабинет министров Республики Татарстан и органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов ежегодно до начала рассмотрения проекта бюджета в Верховном Совете Республики Татарстан и местных Советах народных депутатов делают его достоянием гласности. Ежегодно публикуются отчеты об исполнении бюджетов. Кабинет министров Республики Татарстан ежегодно публикует сводный отчет об исполнении консолидированного бюджета Республики Татарстан.
4. Органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов представляют сведения об исполнении консолидированных бюджетов территорий в Министерство финансов Республики Татарстан и в Татарское республиканское управление статистики.
5. Верховным Советом Республики Татарстан и местными Советами народных депутатов рассмотрение, утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении производится гласно и публично, за исключением тех случаев, когда рассматриваются вопросы, отнесенные законодательством к категории государственных тайн.
1. Составлению проектов бюджетов предшествует разработка планов и прогнозов территорий и целевых программ, на основании которых органы исполнительной власти вносят предложения в Верховный Совет Республики Татарстан и местные Советы народных депутатов о постатейном санкционировании соответствующих бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по определению доходов бюджета.
Рассмотрение предложений в соответствующем Совете народных депутатов обязательно включает всестороннее изучение в его комиссиях и комитетах целесообразности, необходимости, актуальности, финансовой и материальной возможности их осуществления.
Принимаемые Верховным Советом или местными Советами народных депутатов решения, предусматривающие выделение ресурсов, должны содержать источники покрытия планируемых расходов за счет изыскания новых доходных источников и перераспределения расходов.
Решения Верховного Совета Республики Татарстан и местных Советов народных депутатов о санкционировании бюджетных расходов являются основой для выделения бюджетных ассигнований.
2. Кабинет министров Республики Татарстан, органы исполнительной власти местных Советов народных депутатов Республики Татарстан на основании санкционированных бюджетных расходов с учетом реальных возможностей финансирования вносят на утверждение уточненный проект бюджета. Конкретный объем бюджетных ассигнований для осуществления санкционированных расходов определяется при утверждении Закона или решения о бюджете на предстоящий год.
3. В случае неутверждения ассигнований в срок органы исполнительной власти имеют право расходовать средства по ним в размере 1/12 объема предыдущего года в течение каждого месяца вплоть до утверждения ассигнований по отдельным расходным статьям бюджета соответствующими Советами народных депутатов. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованных органами исполнительной власти по неутвержденным статьям бюджета, не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предыдущий финансовый год.