Территориальная и временная доступность учреждений и предприятий обслуживания
Доступность | повседневного пользования | периодического пользования |
1 | 2 | 3 |
территориальная | 300 м | 470 м |
временная | 5 мин. | 7 мин. |
Для объектов социального и культурно-бытового обслуживания эпизодического пользования целесообразно вместо пешеходной доступности применять транспортную.
Учитывая фактический и планируемый уровень автомобилизации на проектируемой территории, при планировании развития объектов в области образования рекомендуется оценивать возможность применения транспортной доступности в пределах 10 - 15 минут.
При невозможности соблюдения рекомендаций по показателю пешеходной доступности необходимо организовывать систему обслуживания с учетом размещения теплых остановочных пунктов. В качестве таких пунктов возможно применение любых общедоступных объектов социального и культурно-бытового обслуживания.
Согласно п. 6.29 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в общегородском центре дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного пассажирского транспорта от объектов массового посещения должна быть не более 250 м.
Исходя из предельно допустимого времени, которое человек может провести на открытом воздухе без угрозы переохлаждения дальность подходов к остановке общественного транспорта в климатической зоне IА, IБ, IГ, IД - 300 м (время подхода к остановке составляет порядка 5 мин.). В зоне неблагоприятных природных условий, при невозможности обеспечения нормативной дальности пешеходного подхода до ближайшей остановки общественного транспорта (условия реконструкции, особенности рельефа местности и другие непреодолимые факторы), допускается увеличивать данный нормативный показатель до 600 м, с обязательным обеспечением основных путей подхода к остановкам общественного транспорта пунктами обогрева людей.
В районах индивидуальной жилой застройки, а также в зонах массового спорта и отдыха дальность пешеходных подходов до ближайшей остановки общественного транспорта принята равной 600 м, с обязательным обеспечением основных путей подхода к остановкам общественного транспорта пунктами обогрева людей.
С целью создания безопасной доступности таких объектов предлагается размещать объекты на территории с учетом следующих критериев:
- режимы работы общедоступных объектов социальной сферы, размещаемых на территории планировочного элемента, должно быть синхронизированы;
- расстояния между общедоступными объектами социальной сферы, размещаемыми на территории планировочного элемента, не должны превышать предельную пешеходную доступностью.
При размещении объектов социально и культурно-бытового обслуживания согласно радиусам доступности необходимо учитывать минимально возможные мощности размещаемых объектов, которые определяются потребностью населения обслуживаемой территории, экономической целесообразностью размещения объекта и бюджетными возможностями территории.
Радиус транспортной доступности объектов пожарной охраны определен согласно части 1 статьи 76 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности": время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 мин., а в сельских поселениях - 20 мин.
Предполагается, что размер минимального планировочного элемента также будет зависеть от климатических условий. Данное предположение основано на том, что все необходимые объекты обслуживания, расположенные на территории планировочного элемента должны находиться в предельной пешеходной доступности от жилой застройки.
Основным планировочным элементом застройки является квартал.
Квартал - основной планировочный элемент застройки, ограниченный красными линиями. В границах жилого квартала могут выделяться земельные участки для размещения отдельных домов, группы жилых домов, объектов повседневного, периодического пользования. Размер территории квартала, как правило, от 3 до 20 га, Основанием для определения размера послужили: климатические условия, радиусы доступности объектов повседневного пользования, требования к проектированию улично-дорожной сети, типам застройки, требования пожарной безопасности, оптимальная конфигурация земельного участка при проектировании индивидуальной жилой застройки.
Объекты повседневного пользования: детские сады, школы, продовольственные магазины, необходимо размещать в границах жилого квартала; жилой группы, если размер квартала превышает 9 га. В случае отсутствия на территории квартала, жилой группы объектов повседневного пользования, допускается их размещение в близлежащих планировочных элементах с учетом максимально допустимого уровня пешеходной доступности - 300 м.
При величине квартала более 9 га, для обеспечения радиуса пешеходной доступности, рекомендуется размещать объекты повседневного пользования в центральной части квартала.
Объекты периодического пользования следует размещать в жилой застройке, в границах квартала, в пределах максимально допустимого уровня пешеходной доступности - 470 м. В случае невозможности размещения объекта периодического пользования на территории квартала, необходимо обеспечить доступность объекта при помощи организации теплых остановочных пунктов общественного транспорта, возможности посещения на пути следования общедоступных объектов социальной сферы.
Максимальные размеры жилого квартала - 20 га. Предложенный размер позволяет разместить на внутриквартальной территории объекты повседневного и периодического пользования с учетом норм обеспеченности, необходимых площадей для размещения объектов и нормативных расстояний пешеходной доступности при размещении объектов в центральной части квартала с обеспечением свободного прохода от жилых зданий не более 300 м. Также учитываются нормы озеленения, обеспечения автомобильными стоянками, детскими игровыми, спортивными, хозяйственными площадками на внутриквартальной территории.
Размещение объектов повседневного, периодического пользования в районах индивидуальной, блокированной жилой застройки следует размещать с учетом равной удаленности от отдельных планировочных элементов в границах одного района. Для обеспечения доступа к школам целесообразно организовывать школьный автобус.