2.1. Существующие и планируемые к строительству и выводу из эксплуатации линии электропередачи, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ.
Сеть 220 кВ является основой системообразующей сети Ярославской энергосистемы. Она связывает все центры нагрузок между собой и с центрами электроснабжения. На этом же напряжении осуществляется связь Ярославской энергосистемы с другими энергосистемами: Костромской, Московской, Владимирской, Вологодской, в перспективе - с Ивановской, обеспечивается покрытие дефицита мощности.
Наиболее загруженными из межобластных сетей являются ВЛ 220 кВ "Костромская ГРЭС - Ярославская" и "Мотордеталь - Тверицкая", которые покрывают почти 90 процентов дефицита мощности энергосистемы. Таким образом, надежность электроснабжения Ярославской энергосистемы в значительной степени зависит от работы линий 220 кВ "Костромская ГРЭС - Ярославская" и "Мотордеталь - Тверицкая", отключение которых может привести к снижению напряжения в сети 110 кВ Ярославского энергоузла, уровень которого в настоящее время составляет порядка 107 - 109 кВ, и ограничению количества потребителей Ярославской энергосистемы.
Действующая сеть 110 кВ энергосистемы выполняет в основном функции распределительной сети, в целом соответствует требованиям норм и правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации и правил устройства энергоустановок и обеспечивает надежное электроснабжение потребителей. Загрузка линий электропередачи в настоящее время не превышает нормируемых значений. Тем не менее 34 процента от общей протяженности ВЛ 110 кВ имеют срок эксплуатации более 40 лет и подлежат полной или частичной реконструкции и восстановлению с заменой опор и подвеской проводов большего сечения.
Данные о существующих линиях электропередачи, класс напряжения которых равен или превышает 110 кВ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Наименование ВЛ | Напряжение, кВ | Марка провода | Протяженность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | "Белозерская - Пошехонье" | 220 | АСО-400 | 45,3 |
2 | "Пошехонье - Череповец-2" | 220 | АСО-400 | 46,32 |
3 | "Пошехонье - Вологда" | 220 | АСО-400 | 62,82 |
4 | "Рыбинск - Пошехонье-1" | 220 | АС-300 + АСО-300 | 53,38 |
5 | "Рыбинск - Пошехонье-2" | 220 | АСО-400 | 54,09 |
6 | "Рыбинск - Сатурн" | 220 | АСУ-300 + АСО-400 | 3,11 |
7 | "Рыбинск - Венера" | 220 | АСУ-300 + АСО-400 + АСУ-400 | 12,24 |
8 | "Сатурн - Венера" | 220 | АСО-400 + АСУ-300 | 8,9 |
9 | "Венера - Вега" | 220 | АСО-400 + АСУ-400 + АСУ-300 | 63,52 |
10 | "Углич - Вега" | 220 | АСО-400 + АСУ-400 | 7,5 |
11 | "Венера - Углич" | 220 | АСО-400 + АСУ-300 | 69,62 |
12 | "Углич - Ярославль" | 220 | АСО-300 | 92,65 |
13 | "Углич - Заря Западная" | 220 | АСУ-400 | 92,2 |
14 | "Углич - Заря Восточная" | 220 | АСУ-300 | 92,2 |
15 | "Мотордеталь - Тверицкая" | 220 | АС-300 + АСУС-300 + АСО-300 | 91,85 |
16 | "ИвПГУ - Неро-1" | 220 | АС-400 | 28,2 |
17 | "ИвПГУ - Неро-2" | 220 | АС-400 | 28,2 |
18 | "Ростовская-1" | 110 | АС-150 | 33,13 |
19 | "Ростовская-2" | 110 | АС-150 + АС-185 | 24,5 |
20 | "Тишинская" | 110 | АС-150 | 9,49 |
21 | "Васильковская-1" | 110 | АС-150 + АС-185 | 16,64 |
22 | "Васильковская-2" | 110 | АС-150 + АС-185 | 16,64 |
23 | "Белкинская" | 110 | АС-95 + АС-120 | 22,1 |
24 | "Гаврилов-Ямская" | 110 | АС-95 + АС-120 | 6,1 |
25 | "Борисоглебская-1" | 110 | АС-95 | 20,15 |
26 | "Борисоглебская-2" | 110 | АС-95 | 20,15 |
27 | "Петровская-1" | 110 | АС-120 | 87,49 |
28 | "Шушковская" | 110 | АС-120 | 47,79 |
29 | "Петровская-2" | 110 | АС-120 | 51,14 |
30 | "Приозерная" | 110 | АС-120 | 10,53 |
31 | "Нильская-1" | 110 | АС-70 | 4,23 |
32 | "Нильская-2" | 110 | АС-70 | 4,23 |
33 | "Переславская-1" | 110 | АС-120 | 37,58 |
34 | "Переславская-2" | 110 | АС-120 | 37,22 |
35 | "Невская" | 110 | АС-120 | 6,3 |
36 | "Городская-1" | 110 | АС-120 | 2,5 |
37 | "Городская-2" | 110 | АС-120 | 2,5 |
38 | "Урицкая" | 110 | АС-185 | 16,2 |
39 | "Пленочная-1" | 110 | АС-120 | 2,45 |
40 | "Пленочная-2" | 110 | АС-120 | 2,45 |
41 | "Палкино-1" | 110 | АС-185 | 21,88 |
42 | "Палкино-2" | 110 | АС-185 | 21,88 |
43 | "Плоски" | 110 | АС-120 | 9,2 |
44 | "Алтыново-1" | 110 | АС-185 | 5,62 |
45 | "Алтыново-2" | 110 | АС-185 | 5,62 |
46 | "Климатино-1" | 110 | АС-120 | 26,63 |
47 | "Климатино-2" | 110 | АС-120 | 26,63 |
48 | "Сельская-1" | 110 | АС-150 | 6,23 |
49 | "Сельская-2" | 110 | АС-150 | 6,23 |
50 | "Аббакумцевская-1" | 110 | АС-120 | 14 |
51 | "Аббакумцевская-2" | 110 | АС-120 | 14 |
52 | "Институтская" | 110 | АС-150 + АС-240 + АС-185 | 27,64 |
53 | "Южная" | 110 | АС-150 + АС-240 + АС-185 | 27,64 |
54 | "Менделеевская-1" | 110 | АС-240 | 7,08 |
55 | "Менделеевская-2" | 110 | АС-240 | 7,08 |
56 | "Радуга-1" | 110 | АС-240 + АС-500 | 4,58 |
57 | "Радуга-2" | 110 | АС-240 + АС-500 | 4,58 |
58 | "Павловская-1" | 110 | АС-120 | 5,29 |
59 | "Павловская-2" | 110 | АС-120 | 5,29 |
60 | "Константиновская-1" | 110 | АС-185 + АС-150 | 31,59 |
61 | "Константиновская-2" | 110 | АС-185 + АС-150 | 31,59 |
62 | "Фрунзенская-1" | 110 | АС-150 + АС-185 + АС-150 | 16,86 |
63 | "Окружная" | 110 | АС-240 + АС-185 + АС-150 | 9,22 |
64 | "Перекопская" | 110 | АС-150 + АС-400 | 11,34 |
65 | "Тяговая" | 110 | АС-400 + АС-150 + М-70 | 8,46 |
66 | "Фрунзенская-2" | 110 | М-70 + АС-150 + АС-185 + М-95 | 16,21 |
67 | "Ярославская-1" | 110 | 2 x АС-150 + АС-300 | 5,9 |
68 | "Ярославская-2" | 110 | АС-240 | 5,9 |
69 | "Ярославская-3" | 110 | АС-240 | 5,9 |
70 | "Пионерская" | 110 | АС-120 + АС-150 + АС-185 | 14,99 |
71 | "Комсомольская" | 110 | АС-120 + АС-150 + АС-185 | 9,09 |
72 | "Ярцево - Новоселки" | 110 | АС-150 + АС-120 | 5,9 |
73 | "156" | 110 | АС-185 | 0,63 |
74 | "158" | 110 | АС-185 | 1,8 |
75 | "157" | 110 | АС-185 | 1,9 |
76 | "Моторная" | 110 | АС-150 + М-95 + АС-240 | 7,37 |
77 | "Инженерная" | 110 | АС-150 + М-95 + АС-240 | 7,36 |
78 | "Шинная" | 110 | АС-185 + АС-150 | 0,96 |
79 | "Тверицкая-1" | 110 | АС-240 + АС-185 | 21,27 |
80 | "Тверицкая-2" | 110 | АС-240 + АС-185 | 21,27 |
81 | "Ярцево - Лютово" | 110 | АС-150 + АС-120 | 9,92 |
82 | "Нерехта-1" | 110 | АС-120 | 28,78 |
83 | "Нерехта-2" | 110 | АС-150 + АС-120 | 34,86 |
84 | "Путятинская" | 110 | АС-240 + АС-120 | 51,53 |
85 | "Янтарная" | 110 | АС-120 | 28,04 |
86 | "Даниловская-2" | 110 | АС-120 | 8,1 |
87 | "Уткинская" | 110 | АС-240 + АС-120 | 29,67 |
88 | "Туфановская" | 110 | АС-120 | 25,11 |
89 | "Даниловская-1" | 110 | АС-120 | 27,2 |
90 | "Данилов - Покров" | 110 | АС-120 | 8,48 |
91 | "Покров - Любим" | 110 | АС-120 | 25,94 |
92 | "Любим - Халдеево" | 110 | АС-120 + АЖ-120 | 21,57 |
93 | "Данилов - Пречистое" | 110 | АС-185 | 27,4 |
94 | "Скалино - Пречистое" | 110 | АС-185 + АС-150 | 18,57 |
95 | "Халдеево - Буй" | 110 | АС-120 | 14,84 |
96 | "Скалино - Ростилово" | 110 | АС-185 | 6,24 |
97 | "Палкино - Мышкин" | 110 | АС-185 | 12,15 |
98 | "Палкино-1" | 110 | АС-185 | 11,46 |
99 | "Палкино-2" | 110 | АС-185 | 11,46 |
100 | "Веретье-1" | 110 | АС-95 + АС-185 | 1,46 |
101 | "Веретье-2" | 110 | АС-95 + АС-185 | 1,46 |
102 | "Восточная-1" | 110 | М-95 + АС-185 | 10,13 |
103 | "Восточная-2" | 110 | М-95 + АС-185 | 10,13 |
104 | "Газовая-1" | 110 | АС-120 + АС-185 | 18,14 |
105 | "Газовая-2" | 110 | АС-120 + АС-185 | 18,14 |
106 | "Западная-1" | 110 | АС-240 + АС-300 | 3,83 |
107 | "Западная-2" | 110 | АС-240 + АС-300 | 3,83 |
108 | "Переборы-1" | 110 | АС-95 + АС-185 | 6,52 |
109 | "Переборы-2" | 110 | АС-95 + АС-185 | 6,52 |
110 | "Тутаевская-1" | 110 | АС-185 | 27,92 |
111 | "Тутаевская-2" | 110 | АС-185 | 27,92 |
112 | "Правдинская" | 110 | АС-185 | 31,64 |
113 | "Пищалкинская" | 110 | АС-120 + АС-185 | 55,09 |
114 | "Шестихинская-1" | 110 | АС-185, АС-150 | 35,03 |
115 | "Шестихинская-2" | 110 | АС-185, АС-150 | 35,03 |
116 | "Щербаковская-1" | 110 | АС-185, АС-150 | 17,66 |
117 | "Щербаковская-2" | 110 | АС-185, АС-150 | 17,66 |
118 | "Продуктопровод-1" | 110 | АС-120 | 9,01 |
119 | "Продуктопровод-2" | 110 | АС-120 | 9,01 |
120 | "ПГУ-ТЭС - Тутаев N 1" | 110 | АПвП2г | 0,45 |
121 | "ПГУ-ТЭС - Тутаев N 2" | 110 | АПвП2г | 0,45 |
Формирование перспективной схемы электрических сетей напряжением 110 кВ и выше энергосистемы Ярославской области и выбор основных параметров ее элементов для обеспечения надежного электроснабжения потребителей нацелено на:
- повышение пропускной способности сети;
- повышение надежности электроснабжения отдельных районов и потребителей;
- создание условий для присоединения новых потребителей к сетям энергосистемы;
- ликвидацию "узких мест" электрических сетей 110 кВ и выше.
В период рассматриваемой перспективы Схемой предусматривается дальнейшее развитие электрических сетей 110 кВ и выше энергосистемы Ярославской области. Такая необходимость диктуется условиями обеспечения электроснабжением сооружаемых промышленных предприятий, перспективных инвестиционных площадок, потребителей коммунально-бытового сектора, развивающихся сельскохозяйственных потребителей, а также потребностью в повышении надежности их электроснабжения. Осуществить это планируется в первую очередь путем расширения и реконструкции существующих ПС за счет установки вторых трансформаторов на однотрансформаторных ПС и замены существующих трансформаторов на более мощные, а также путем сооружения новых ПС и питающих линий электропередачи. Значительный объем предусмотренного Схемой электросетевого строительства приходится на реконструкцию и восстановление ВЛ 110 кВ и ПС 110 кВ, отработавших нормативные сроки и по своему техническому состоянию ограниченно пригодных для дальнейшей эксплуатации.
Необходимость строительства новых электросетевых объектов 110 кВ и выше, а также объемы реконструкции и технического перевооружения действующих электрических сетей определены исходя из требований к надежности электроснабжения потребителей. Выбор установленной мощности трансформаторов на ПС 110 кВ, которые планируется реконструировать и на которых необходимо осуществить техническое перевооружение, производился по электрическим нагрузкам на конец расчетного периода (5 лет от предполагаемого года реконструкции) в соответствии с нормами технологического проектирования ПС переменного тока с высшим напряжением 35 - 750 кВ, утвержденными приказом Министерства энергетики СССР от 17 мая 1991 г., и Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации".
ВЛ 110 кВ и выше, строительство которых планируется в 2015 - 2019 годах:
- заходы ВЛ 220 кВ "Ярославская - Тверицкая" на ОРУ 220 кВ ПГУ-ТЭС-450 МВт;
- заходы ВЛ 220 кВ "Ярославская - Тутаев" на ОРУ 220 кВ ПГУ-ТЭС-450 МВт;
- ВЛ 110 кВ от ПС 110 кВ "Аббакумцево" до ПС 110 кВ "Некрасово" с переходом через р. Волгу;
- ВЛ 110 кВ для обеспечения выдачи мощности по объектам когенерационной энергетики.
Линии электропередачи напряжением 110 кВ и выше, реконструкция которых планируется в 2015 - 2019 годах:
- ВЛ 220 кВ "Угличская ГЭС - Заря Западная";
- ВЛ 220 кВ "Угличская ГЭС - Заря Восточная"
- ВЛ 110 кВ "Моторная - Инженерная";
- ВЛ 110 кВ "Ярцево - Лютово";
- ВЛ 110 кВ "Нерехта-1, 2";