Характер Программы порождает ряд следующих рисков при ее реализации, управление которыми входит в систему управления Программой:
1) отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
2) неактуальность планирования и запаздывание согласования мероприятий относительно развития технологий;
3) пассивное сопротивление распространению и использованию органами государственной власти результатов выполнения Программы;
4) недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
5) дублирование и несогласованность действий при реализации мероприятий в рамках Программы;
6) пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций инвалидов в рамках реализации мероприятий Программы по этическим, моральным, культурным и религиозным причинам.
В рамках реализации Программы могут быть выделены наиболее актуальные риски ее реализации:
1) финансовый риск реализации Программы связан с возможными кризисными явлениями в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов.
Реализация данного риска может привести к срыву исполнения мероприятий Программы;
2) существенная дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований республики приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН. Подавляющее большинство муниципальных образований республики являются дотационными, в том числе испытывающими проблемы дефицита средств, необходимых для приведения указанных объектов и услуг в соответствие законодательству Российской Федерации.
Ограниченность возможностей республиканского бюджета Республики Коми и местных бюджетов может снижать эффективность исполнения ими собственных полномочий, что может приводить к росту межмуниципальных различий в сфере осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В рамках Программы минимизация указанного риска возможна на основе:
стимулирования межмуниципального сотрудничества и совершенствования нормативного правового регулирования в указанной сфере;
дифференциации условий софинансирования муниципальных программ с учетом уровня бюджетной обеспеченности муниципальных программ, числа проживающих инвалидов на территории Республики Коми;
научно-методической поддержки органов государственной власти Республики Коми;
3) риск отсутствия ожидаемых конечных результатов Программы является типичным при выполнении долгосрочных и комплексных программ, и на его минимизацию направлены меры по планированию работ, в частности формирование плана реализации Программы, содержащего перечень мероприятий Программы, с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников.
Остальные виды рисков связаны со спецификой целей и задач Программы, и меры по их минимизации предпринимаются Агентством Республики Коми по социальному развитию при управлении Программой, в том числе при организации работы Межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере создания доступной среды для людей с инвалидностью и других МГН при Совете по делам инвалидов при Главе Республики Коми. Участниками Программы обеспечивается актуальность при планировании и реализации мероприятий Программы, предупреждение дублирования и организация распространения получаемых отдельными участниками Программы результатов.
Меры управления, направленные на снижение рисков реализации мероприятий Программы, включают:
1) стратегическое планирование и прогнозирование. Участники Программы разрабатывают долгосрочные стратегии обеспечения формирования условий доступности для инвалидов и других МГН в соответствующих сферах нормативного правового регулирования и обеспечивают контроль их исполнения;
2) применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов республиканского и муниципального уровней), способствующих решению задач Программы на всех уровнях исполнительной власти и местного самоуправления;
3) определение организационной структуры управления реализацией Программы (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления).
Важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
Принятие управленческих решений в рамках Программы осуществляется с учетом информации, поступающей от участников Программы.
Формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации Программы является неотъемлемой составляющей механизма ее реализации.
В целях снижения возможных негативных последствий и рисков необходимо решение следующих задач:
1) определение методов и способов межведомственного взаимодействия в соответствии с задачами Программы (на муниципальном и региональном уровнях);
2) выявление и оценка потребностей в устранении существующих ограничений и барьеров для приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;