Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 02.11.2016)

Таблица 4


 Уточнение параметров базового варианта прогноза

Базовый сценарий

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель

сценарные условия

108

104

100

100

100

прогноз

108

104

100

100

100

Индекс потребительских цен, в среднем за год, %

сценарные условия

6,8

6,7

5,1

4,7

4,4

прогноз

6,8

7,4

6,7

4,4

4,3

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

сценарные условия

6,5

5,5 - 6,5 (6,0)

4,5 - 5,5 (5,0)

4,0 - 5,0 (4,5)

3,8 - 4,8 (4,3)

прогноз

6,5

7,0 - 7,5 (7,5)

5,0 - 6,0 (5,5)

4,0 - 5,0 (4,5)

3,5 - 4,5 (4,0)

Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США

сценарные условия

31,8

35 - 36 (35,5)

36,5 - 37,5 (37)

37,5 - 38,5 (38)

38,3 - 39,3 (38,8)

прогноз

31,8

35,2 - 36,2 (35,7)

37,2 - 38,2 (37,7)

38,2 - 39,2 (38,7)

39,0 - 40,0 (39,5)

ВВП, прирост, %

сценарные условия

1,3

0,5

2,0

2,5

3,3

прогноз

0,5

1,2

2,3

3,0

Инвестиции в основной капитал, прирост, %

сценарные условия

-0,2

-2,4

2,4

1,6

4,7

прогноз

-0,2

-2,4

2,0

1,6

2,9

Реальные располагаемые денежные доходы населения, прирост, %

сценарные условия

3,3

0,5

1,3

2,9

3,4

прогноз

3,2

0,3

0,4

2,6

3,3

Реальная заработная плата, прирост, %

сценарные условия

5,3

1,4

1,9

2,9

3,9

прогноз

4,8

1,5

0,5

2,8

4,6

Оборот розничной торговли, прирост, %

сценарные условия

3,9

1,9

2,1

3,0

3,6

прогноз

3,9

1,9

0,6

2,9

3,4

Экспорт товаров, млрд. долларов США

сценарные условия

523

518

501

507

516

прогноз

523

512

495

499

508

Импорт товаров, млрд. долларов США

сценарные условия

343

332

338

345

359

прогноз

341

317

325

331

342

Счет текущих операций, млрд. долларов США

сценарные условия

33

40

8

6

-4

прогноз

34

61

38

28

18


Корректировка основных параметров базового варианта прогноза в 2014 - 2017 гг. по сравнению с версией сценарных условий в основном связана с усилением внешнеполитических рисков и учитывает новый пакет взаимных санкций. В связи с этим большинство параметров прогноза пересмотрено в сторону понижения.

С учетом изменения условий и уточнения прогноза основных факторов роста в 2015 - 2017 гг. динамика ВВП понижена на 2015 год с 2 до 1,2%, на 2016 год - с 2,5 до 2,3% и на 2017 год - с 3,3 до 3 процентов.

Основная причина снижения оценки экономического роста в 2015 году связана с более жесткими, чем ожидалось, геополитическими условиями, усилением ограничений на рынках капитала в отношении крупнейших российских банков и компаний. Кроме того, новыми негативными факторами для экономического роста в 2015 году стали существенное повышение оценок инфляции и рост нагрузки на заработную плату.

В 2015 году инфляция составит примерно 5,5%, что на 0,5 п. п. выше, чем в предыдущей версии прогноза. Помимо усиления роста цен на продукты также повышается оценка роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства вследствие привязки их индексации к фактической инфляции за предшествующий год. В первом полугодии 2015 г. рост цен может также превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при росте предложения товаров.

В 2016 - 2017 гг. продолжится замедление инфляции до 4,5% и 4% соответственно. Снижению инфляции в среднесрочный период будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении прогнозируемых ограничений коммунальных тарифов.

В результате повышения цен на продовольственную продукцию в конце 2014 - начале 2015 года инфляция в среднегодовом выражении в 2015 году пересмотрена с 5,1% до 6,7 процента. Это существенно снизило оценки реального роста социальных показателей и потенциала роста потребительского спроса. Кроме того, возможности повышения заработной платы будут ограничены установлением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.

С учетом уточнения реальной заработной платы и повышения оценок инфляции скорректирован прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения с 1,3 до 0,4 процента.

Снижение роста реальных доходов населения в 2015 году ограничивает возможности для расширения потребления.

В 2016 - 2017 гг. восстановится рост потребительского спроса. Среднегодовой темп роста розничного товарооборота составит 3,2%, что в целом соответствует сценарным условиям.

Прогноз прироста инвестиционного спроса в 2015 году понижен на 0,4 п. п., до 2 процентов. Прежде всего, это снижение связано с инвестициями средних и малых предприятий в результате ухудшения доступа к кредитным ресурсам и более низкого уровня бизнес-уверенности. Способствовать приросту инвестиций в 2015 году будет увеличение расходов бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, ожидается возобновление роста инвестиций компаний инфраструктурного сектора, прежде всего в газовой отрасли в результате начала разработки месторождений, являющихся ресурсной базой для обеспечения поставок по трубопроводу "Сила Сибири".

В период 2016 - 2017 гг. на фоне снижения геополитических рисков и восстановления бизнес-уверенности можно ожидать ускорения роста частных инвестиций. В то же время инвестиционный рост будет ослаблен жесткими бюджетными ограничениями, которые остановят рост инвестиций за счет бюджета, а инвестиции инфраструктурного сектора будут снижаться в результате сокращения инвестиционных программ в электроэнергетике и по мере завершения реализации основных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. В целом прирост инвестиций в основной капитал в 2016 году сохраняется, как и в сценарных условиях, на уровне 1,6% за счет компенсирующего эффекта снижения базы 2015 года, в то время как в 2017 году он уменьшается на 1,8 п. п., до 2,9 процента.

Оценка стоимостных объемов экспорта товаров снижена в 2014 году на 6 млрд. долларов США по сравнению со сценарными условиями. Это снижение полностью объясняется ухудшением условий торговли. Основным фактором является существенное снижение оценок цены на экспортируемый Россией газ в результате пересмотра контрактов с учетом цен на спотовом рынке.

В результате понижения динамики экспорта товаров, а также понижения оценки экспортных цен стоимостные объемы экспорта к 2017 году будут на 8 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях.

В результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импортных поставок из Украины оценка импорта товаров в 2014 году понижена на 15 млрд. долларов США, в том числе импорта продовольственных товаров - на 2,3 млрд. долларов США. Предполагается, что во втором полугодии 2014 г. не более 30% от прогнозируемого импорта, попавшего под санкции, будет заменено импортом из других стран, при этом ожидается дополнительный рост цен на импортируемую продовольственную продукцию.

В физическом выражении импорт сократится, по оценке Минэкономразвития России, на 82% (по сравнению с сокращением на 4% в сценарных условиях). В 2015 - 2017 гг. оценка стоимостных объемов товарного импорта уменьшена на 13 - 17 млрд. долларов США, до 325 - 342 млрд. долларов США. Оценка динамики импорта понижена в среднем на 0,2% на фоне более низких оценок внутреннего спроса.

В результате уточнения параметров внешней торговли профицит счета текущих операций повышен в 2014 году с 40 до 61 млрд. долларов США. В последующие годы сальдо счета по текущим операциям будет быстро сокращаться при ускорении роста внутреннего спроса и стабилизации объемов экспорта и составит к 2017 году 18 млрд. долларов США.

Оценка оттока капитала повышена в 2014 году с 90 млрд. долларов США до 100 млрд. долларов США, а к 2017 году ожидается, что отток капитала снизится до 20 млрд. долларов США. В сценарных условиях предполагалось, что к 2017 году отток капитала будет полностью исчерпан.

Вместе с тем, необходимо отметить, все еще имеет место долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. Документ "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" представлялся на рассмотрение Правительству Российской Федерации и был одобрен. Сценарные условия развития России, заложенные в указанном долгосрочном прогнозе, а также приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития были взяты за основу разработки более актуального вышепредставленного прогноза на 2015 - 2017 гг.

Более подробное описание прогнозных сценариев развития российской экономики приведено в приложении 4 к настоящему документу.