Уточнение параметров базового варианта прогноза
Базовый сценарий | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | |
Средняя цена за нефть марки "Urals", долларов США за баррель | сценарные условия | 108 | 104 | 100 | 100 | 100 |
прогноз | 108 | 104 | 100 | 100 | 100 | |
Индекс потребительских цен, в среднем за год, % | сценарные условия | 6,8 | 6,7 | 5,1 | 4,7 | 4,4 |
прогноз | 6,8 | 7,4 | 6,7 | 4,4 | 4,3 | |
Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, % | сценарные условия | 6,5 | 5,5 - 6,5 (6,0) | 4,5 - 5,5 (5,0) | 4,0 - 5,0 (4,5) | 3,8 - 4,8 (4,3) |
прогноз | 6,5 | 7,0 - 7,5 (7,5) | 5,0 - 6,0 (5,5) | 4,0 - 5,0 (4,5) | 3,5 - 4,5 (4,0) | |
Курс доллара среднегодовой, рублей за доллар США | сценарные условия | 31,8 | 35 - 36 (35,5) | 36,5 - 37,5 (37) | 37,5 - 38,5 (38) | 38,3 - 39,3 (38,8) |
прогноз | 31,8 | 35,2 - 36,2 (35,7) | 37,2 - 38,2 (37,7) | 38,2 - 39,2 (38,7) | 39,0 - 40,0 (39,5) | |
ВВП, прирост, % | сценарные условия | 1,3 | 0,5 | 2,0 | 2,5 | 3,3 |
прогноз | 0,5 | 1,2 | 2,3 | 3,0 | ||
Инвестиции в основной капитал, прирост, % | сценарные условия | -0,2 | -2,4 | 2,4 | 1,6 | 4,7 |
прогноз | -0,2 | -2,4 | 2,0 | 1,6 | 2,9 | |
Реальные располагаемые денежные доходы населения, прирост, % | сценарные условия | 3,3 | 0,5 | 1,3 | 2,9 | 3,4 |
прогноз | 3,2 | 0,3 | 0,4 | 2,6 | 3,3 | |
Реальная заработная плата, прирост, % | сценарные условия | 5,3 | 1,4 | 1,9 | 2,9 | 3,9 |
прогноз | 4,8 | 1,5 | 0,5 | 2,8 | 4,6 | |
Оборот розничной торговли, прирост, % | сценарные условия | 3,9 | 1,9 | 2,1 | 3,0 | 3,6 |
прогноз | 3,9 | 1,9 | 0,6 | 2,9 | 3,4 | |
Экспорт товаров, млрд. долларов США | сценарные условия | 523 | 518 | 501 | 507 | 516 |
прогноз | 523 | 512 | 495 | 499 | 508 | |
Импорт товаров, млрд. долларов США | сценарные условия | 343 | 332 | 338 | 345 | 359 |
прогноз | 341 | 317 | 325 | 331 | 342 | |
Счет текущих операций, млрд. долларов США | сценарные условия | 33 | 40 | 8 | 6 | -4 |
прогноз | 34 | 61 | 38 | 28 | 18 |
Корректировка основных параметров базового варианта прогноза в 2014 - 2017 гг. по сравнению с версией сценарных условий в основном связана с усилением внешнеполитических рисков и учитывает новый пакет взаимных санкций. В связи с этим большинство параметров прогноза пересмотрено в сторону понижения.
С учетом изменения условий и уточнения прогноза основных факторов роста в 2015 - 2017 гг. динамика ВВП понижена на 2015 год с 2 до 1,2%, на 2016 год - с 2,5 до 2,3% и на 2017 год - с 3,3 до 3 процентов.
Основная причина снижения оценки экономического роста в 2015 году связана с более жесткими, чем ожидалось, геополитическими условиями, усилением ограничений на рынках капитала в отношении крупнейших российских банков и компаний. Кроме того, новыми негативными факторами для экономического роста в 2015 году стали существенное повышение оценок инфляции и рост нагрузки на заработную плату.
В 2015 году инфляция составит примерно 5,5%, что на 0,5 п. п. выше, чем в предыдущей версии прогноза. Помимо усиления роста цен на продукты также повышается оценка роста тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального хозяйства вследствие привязки их индексации к фактической инфляции за предшествующий год. В первом полугодии 2015 г. рост цен может также превышать прогнозируемые ранее значения, а во втором, напротив, будет ниже в случае завершения режима санкций в отношении продовольственного импорта при росте предложения товаров.
В 2016 - 2017 гг. продолжится замедление инфляции до 4,5% и 4% соответственно. Снижению инфляции в среднесрочный период будут способствовать относительная стабилизация номинального курса рубля, контроль Банка России за инфляцией мерами кредитно-денежной политики при сохранении прогнозируемых ограничений коммунальных тарифов.
В результате повышения цен на продовольственную продукцию в конце 2014 - начале 2015 года инфляция в среднегодовом выражении в 2015 году пересмотрена с 5,1% до 6,7 процента. Это существенно снизило оценки реального роста социальных показателей и потенциала роста потребительского спроса. Кроме того, возможности повышения заработной платы будут ограничены установлением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в размере 5,1% сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов.
С учетом уточнения реальной заработной платы и повышения оценок инфляции скорректирован прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения с 1,3 до 0,4 процента.
Снижение роста реальных доходов населения в 2015 году ограничивает возможности для расширения потребления.
В 2016 - 2017 гг. восстановится рост потребительского спроса. Среднегодовой темп роста розничного товарооборота составит 3,2%, что в целом соответствует сценарным условиям.
Прогноз прироста инвестиционного спроса в 2015 году понижен на 0,4 п. п., до 2 процентов. Прежде всего, это снижение связано с инвестициями средних и малых предприятий в результате ухудшения доступа к кредитным ресурсам и более низкого уровня бизнес-уверенности. Способствовать приросту инвестиций в 2015 году будет увеличение расходов бюджета на финансирование инфраструктурных проектов, в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния. Кроме того, ожидается возобновление роста инвестиций компаний инфраструктурного сектора, прежде всего в газовой отрасли в результате начала разработки месторождений, являющихся ресурсной базой для обеспечения поставок по трубопроводу "Сила Сибири".
В период 2016 - 2017 гг. на фоне снижения геополитических рисков и восстановления бизнес-уверенности можно ожидать ускорения роста частных инвестиций. В то же время инвестиционный рост будет ослаблен жесткими бюджетными ограничениями, которые остановят рост инвестиций за счет бюджета, а инвестиции инфраструктурного сектора будут снижаться в результате сокращения инвестиционных программ в электроэнергетике и по мере завершения реализации основных мероприятий по модернизации производственных мощностей нефтеперерабатывающей промышленности. В целом прирост инвестиций в основной капитал в 2016 году сохраняется, как и в сценарных условиях, на уровне 1,6% за счет компенсирующего эффекта снижения базы 2015 года, в то время как в 2017 году он уменьшается на 1,8 п. п., до 2,9 процента.
Оценка стоимостных объемов экспорта товаров снижена в 2014 году на 6 млрд. долларов США по сравнению со сценарными условиями. Это снижение полностью объясняется ухудшением условий торговли. Основным фактором является существенное снижение оценок цены на экспортируемый Россией газ в результате пересмотра контрактов с учетом цен на спотовом рынке.
В результате понижения динамики экспорта товаров, а также понижения оценки экспортных цен стоимостные объемы экспорта к 2017 году будут на 8 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях.
В результате введения запрета на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, а также с учетом снижения импортных поставок из Украины оценка импорта товаров в 2014 году понижена на 15 млрд. долларов США, в том числе импорта продовольственных товаров - на 2,3 млрд. долларов США. Предполагается, что во втором полугодии 2014 г. не более 30% от прогнозируемого импорта, попавшего под санкции, будет заменено импортом из других стран, при этом ожидается дополнительный рост цен на импортируемую продовольственную продукцию.
В физическом выражении импорт сократится, по оценке Минэкономразвития России, на 82% (по сравнению с сокращением на 4% в сценарных условиях). В 2015 - 2017 гг. оценка стоимостных объемов товарного импорта уменьшена на 13 - 17 млрд. долларов США, до 325 - 342 млрд. долларов США. Оценка динамики импорта понижена в среднем на 0,2% на фоне более низких оценок внутреннего спроса.
В результате уточнения параметров внешней торговли профицит счета текущих операций повышен в 2014 году с 40 до 61 млрд. долларов США. В последующие годы сальдо счета по текущим операциям будет быстро сокращаться при ускорении роста внутреннего спроса и стабилизации объемов экспорта и составит к 2017 году 18 млрд. долларов США.
Оценка оттока капитала повышена в 2014 году с 90 млрд. долларов США до 100 млрд. долларов США, а к 2017 году ожидается, что отток капитала снизится до 20 млрд. долларов США. В сценарных условиях предполагалось, что к 2017 году отток капитала будет полностью исчерпан.
Вместе с тем, необходимо отметить, все еще имеет место долгосрочный прогноз социально-экономического развития России до 2030 года. Документ "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" представлялся на рассмотрение Правительству Российской Федерации и был одобрен. Сценарные условия развития России, заложенные в указанном долгосрочном прогнозе, а также приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития были взяты за основу разработки более актуального вышепредставленного прогноза на 2015 - 2017 гг.
Более подробное описание прогнозных сценариев развития российской экономики приведено в приложении 4 к настоящему документу.