МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫХ КЛАСТЕРОВ В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Данную методику можно применить к развитию кластера любой отраслевой принадлежности. Однако необходимо выполнить все шаги и проверить все предположения при создании и развитии каждого кластера.
Цель 1 - уточнение перспектив формирования и развития территориально-отраслевого кластера, минимизация рисков, связанных с первичным формированием кластера, определение основных проблем, потенциально сдерживающих его успешное развитие, а также определение принципиальной конфигурации кластера.
1. Состав проводимых работ:
1) изучение производственного, образовательного и научно-исследовательского ландшафта региона для формирования территориально-отраслевого кластера (далее - Кластера) в регионе;
2) выявление инициатора формирования и потенциальных участников Кластера.
1. Результат: принятие решения о формировании Кластера и назначение ответственного за его формирование со стороны органов муниципальной и региональной власти.
Цель 2 - юридическое оформление Кластера, формирование его органов управления.
2. Состав проводимых работ:
1. Проведение переговоров с потенциальными участниками Кластера.
2. Подготовка и проведение общего собрания, инициирующего оформление Кластера.
3. Утверждение начальной конфигурации Кластера.
4. Избрание руководящих органов Кластера.
2. Результат: юридическое оформление Кластера и избрание его руководящих органов.
Цель 3 - создание стратегии развития Кластера.
3. Состав проводимых работ:
1. Анализ базовых предпосылок формирования Кластера:
1.1. Название Кластера.
1.2. Географическое положение Кластера. Расстояние от удаленных участников до центра территории Кластера.
1.3. Специализация Кластера.
1.4. Инициатор проекта.
1.5. Основные участники.
1.6. Компания-координатор (управляющая компания).
1.7. Совет Кластера.
1.8. Наличие минимально необходимых признаков Кластера (территориальная близость, одна отрасль у главных участников, количество производственных компаний, учебных заведений, научных организаций, поддержка властей, конкуренция внутри Кластера, организационная оформленность Кластера).
2. Оценка стратегической направленности Кластера:
2.1. Наличие сходных цепочек создания добавленной стоимости у участников Кластера.