Основными рынками сбыта продукции кластера предполагаются как внутренний рынок РФ, так и рынки стран дальнего зарубежья.
В 2012 году экспорт машиностроительной продукции в целом (включающий транспортное и энергетическое машиностроение) из России составил 26,4 млрд. долл. США <54>, что равнялось 5% от суммарного экспорта товаров из России за тот же период (2010 - 21,4 млрд. долл. США, 2011 - 23,2 млрд. долл. США). В страны дальнего зарубежья в 2012 году было направлено 61% экспорта, в страны СНГ - 39%. Таким образом, очевидны хорошие перспективы для поставок продукции предприятий кластера на быстрорастущие рынки Казахстана, Индии и других развивающихся стран. Планируется, что к 2020 году уровень экспорта продукции машиностроения вырастет до 92 млрд. долл. США, а доля машиностроения в экспорте до 18%.
________________
<54> Товарная структура ЭКСПОРТА Российской Федерации со всеми странами январь - декабрь 2012 г. http://www.customs.ru/index2.php?option=com_content&view=article&id=17089:-2012-&catid=52:2011-01-24-16-28-57&Itemid=1978.
Запланированные в РФ меры по развитию машиностроения (Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года, Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года <55>, Государственная программа РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" и др.) должны привести, например, к росту среднегодового объема российского рынка подвижного состава к 2020 году до 630 млрд. руб., к 2030 году - 737 млрд. руб. (для сравнения - в 2012 г. он составлял 465 млрд. руб.) <56>. Данные обстоятельства создадут благоприятные возможности для увеличения объемов производства предприятий кластера уже в ближайшей перспективе. Однако основной объем спроса на продукцию предприятий кластера на внутреннем рынке будет определять внутреннее потребление на территории Смоленской области, Московской агломерации и ЦФО в целом.
________________
<55> МИНПРОМТОРГ http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/strategic/sectoral/4.
<56> Институт проблем естественных монополий http://ipem.ru/news/ipem/743.html.
Также благоприятному развитию кластера будет способствовать выгодное расположение "якорных" предприятий-участников (в основном в областном центре г. Смоленске, г. Рославле) относительно существующих транспортно-логистических узлов и магистралей (близость потенциальных клиентов в Московской агломерации и странах СНГ).