Типы институтов развития и их задачи
Задачи институтов развития | Преодоление барьеров для диверсификации экономики (отраслевая политика) | Развитие экономической инфраструктуры | Преодоление "провалов" в сфере инноваций | Поддержка социально-приоритетных отраслей и сфер | Преодоление региональных дисбалансов | Преодоление институциональных "провалов" | Преодоление барьеров выхода на внешние рынки | |
прикладные инновации | инновации в сфере стратегических технологий | |||||||
Типы институтов развития | ||||||||
Федеральные и ведомственные целевые программы | x | x | x | x | x | x | ||
Универсальные банки развития | x | x | x | x | x | x | x | x |
Отраслевые банки развития | x | x | ||||||
Институты поддержки прикладных инноваций (бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий, венчурные фонды и др.) | x | |||||||
Институты поддержки развития стратегических технологий | x | |||||||
Фонды и агентства социального развития | x | |||||||
Фонды регионального развития | x | |||||||
Особые экономические зоны, зоны территориального развития | x | x | x | |||||
Моноинструментальные институты развития (государственные лизинговые компании, ипотечные агентства и др.) | x | |||||||
Экспортно-импортные банки и страховые агентства | x |
Реализация государственной политики, направленной на создание институтов развития, экономически обоснована, позволит повысить темпы экономического роста, приведет к снижению общей неопределенности и рисков и издержек ведения бизнеса.
Наиболее известными и активно функционирующими финансовыми институтами развития являются следующие:
- Инвестиционный фонд Российской Федерации;
- Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (включая его дочерние структуры - ОАО "Российский банк развития" и ЗАО "Российский экспортно-импортный банк");
- ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (Россельхозбанк);
- ОАО "Российская венчурная компания" (РВК - ОАО "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий" (Росинфокоминвест);
- Государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" (Роснанотех);
- ОАО "Особые экономические зоны" (ОЭЗ);
- Государственная корпорация "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (Фонд ЖКХ);
- ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (АИЖК);
- Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС);
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Кроме того, следует отметить и нефинансовые институты развития, осуществляющие поддержку активизации инновационного развития и диверсификации российской экономики:
- четыре технико-внедренческие, две промышленно-производственные особые экономические зоны и семь туристско-рекреационных ОЭЗ (Иркутская и Приморский край, Ставропольский, Краснодарский и Алтайский края, Республики Алтай и Бурятия);
- зоны территориального развития - новый нефинансовый институт развития, созданный в декабре 2011 г., еще достаточно не апробирован;
- региональные агентства по привлечению инвестиций;
- система региональных центров субконтрактации, обеспечивающая информационную и организационно-методическую поддержку кооперационного взаимодействия малых, средних и крупных промышленных предприятий;
- технопарки;
- индустриальные (промышленные) парки.
В качестве приоритетных институтов развития для Смоленской области могут выступить Универсальные банки развития, Отраслевые банки развития, отдача от проектов которых будет ощутима уже в краткосрочной перспективе:
- Инвестиционный фонд Российской Федерации;
- Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" (включая его дочерние структуры - ОАО "Российский банк развития" и ЗАО "Российский экспортно-импортный банк");
- ОАО "Российский сельскохозяйственный банк" (Россельхозбанк);
- а также федеральные и ведомственные целевые программы:
- программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России" на 2014 - 2020 годы - реализация мероприятий в Смоленской области, нацеленных на формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок в области прикладных исследований;