6.1. Законодательно-правовая система.
Законодательно-правовая система на уровне местного самоуправления, в первую очередь, должна обеспечить соблюдение конституционных прав горожан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; обеспечить функционирование гибкой структуры управления через разделение прав и обязанностей различных уровней (от федерального до субъектов хозяйственной деятельности).
Необходимо разработать и принять ряд нормативных документов в следующих сферах:
- разработка республиканской схемы санитарной очистки территории;
- разработка нормативных документов, регламентирующих обращение с жидкими бытовыми отходами, а также правила пользования городской ливневой и дренажной канализацией с целью снижения негативного воздействия на поверхностные водные объекты;
- разработка нормативной муниципальной документации в сфере охраны городских лесов;
- разработка нормативного правового акта, регламентирующего проведение мониторинга водных объектов на территории городского округа.
Основные природоохранные нормативные акты и программы указаны в приложении 2.
6.2. Экономическая система.
Это ключевая система, организующая финансовые потоки между уровнями системы управления и создающая финансовые емкости на всех уровнях для реализации экологически сбалансированной деятельности в городе. Экономический механизм базируется на обеспечении природоохранных мероприятий из бюджетов всех уровней и поиске внебюджетных источников:
- учет муниципальных программ в региональных и федеральных программах "Охрана окружающей среды", "Чистая вода" и др.
- разработка тарифов за прием и пропуск сточных поверхностных вод, в сфере обращения с отходами с целевым назначением средств на охрану водных объектов и реконструкцию полигона ТБО.
6.3. Контрольно-информационная система.
Включает сопряжение федеральных, муниципальных и производственных служб контроля окружающей среды; экологический мониторинг на территории города; информационное обеспечение принятия управленческих решений и безвозмездный обмен информацией для обеспечения нужд органов самоуправления, бюджетных организаций и общественных объединений.
6.4. Просветительско-образовательная система.
Включает в себя систему эколого-культурного просвещения и образования, обеспечивающую постоянную и профессионально прокомментированную информацию о состоянии природной и культурной среды города в учебных заведениях, в печатной, радио- и телепродукции.
6.5. Научное обеспечение.
Для научного обеспечения в сфере защиты окружающей среды городского округа Саранск необходимо:
- Разработка схемы экологического каркаса территории города;
- Разработка научно-технической документации создания и внедрения комплекса корпоративных баз данных природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности;
- Инвентаризация и диагностика состояния зеленых насаждений, особо охраняемых природных территорий и выработка рекомендаций по увеличению сети заказников, заповедников, парков, скверов и т.п.
- Районирование территории городского округа Саранск по типам и уровням техногенного воздействия на окружающую среду. Установление направленности процессов изменения природной среды.
- Разработка экологической геоинформационной системы городского округа.