ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 12 декабря 2014 года N 529-п  


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 448-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 448-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Развитие лесного хозяйства Ивановской области" на 2014 - 2020 годы" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, связанные с формированием областного бюджета, начиная с формирования областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Губернатор Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ



Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 12.12.2014 N 529-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 448-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Паспорт Программы

Наименование Программы

Развитие лесного хозяйства Ивановской области

Сроки реализации Программы

2014 - 2020 годы

Администратор Программы

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству

Ответственный исполнитель и исполнители Программы

Комитет Ивановской области по лесному хозяйству

Перечень подпрограмм

Аналитические подпрограммы:

1. Охрана и защита лесов.

2. Обеспечение использования лесов.

3. Воспроизводство лесов.

4. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства.

5. Обеспечение деятельности комитета Ивановской области по лесному хозяйству.

6. Обеспечение деятельности учреждений в сфере лесного хозяйства

Цель (цели) Программы

Повышение эффективности использования лесов при улучшении их качественных и количественных характеристик

Объемы ресурсного обеспечения Программы

Общий объем бюджетных ассигнований:

2014 год - 199033968,43 руб.,

2015 год - 205724400,00 руб.,

2016 год - 211477000,00 руб.,

2017 год - 216928600,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- областной бюджет:

2014 год - 20176400,00 руб.,

2015 год - 20234100,00 руб.,

2016 год - 13791700,00 руб.,

2017 год - 13791700,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- федеральный бюджет:

2014 год - 178857568,43 руб.,

2015 год - 185490300,00 руб.,

2016 год - 197685300,00 руб.,

2017 год - 203136900,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб., *

2019 год - 0,00 руб., *

2020 год - 0,00 руб. *

Внебюджетное финансирование:

- арендаторы:

2014 год - 254607000,00 руб.,

2015 год - 273455000,00 руб.,

2016 год - 289463800,00 руб.,

2017 год - 289463800,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.;

- исполнители государственных контрактов:

2014 год - 12709200,00 руб.,

2015 год - 0,00 руб.,

2016 год - 0,00 руб.,

2017 год - 0,00 руб.,

2018 год - 0,00 руб.,

2019 год - 0,00 руб.,

2020 год - 0,00 руб.


Примечание:

Информация по объемам финансирования, помеченным знаком "*", подлежит уточнению при составлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на соответствующие годы.

2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы


Основные характеристики лесного фонда Ивановской области на протяжении последних лет остаются практически неизменными. Общая площадь лесов по состоянию на 1 января 2014 года составила 1089,9 тыс. га, из них 1041,9 тыс. га расположены на землях лесного фонда (95,7% общей площади лесов).

Среди регионов Центрального федерального округа Ивановская область занимает 4 место по показателю лесистости территории, который на 1 января 2014 года сложился в размере 45,7%. При этом, леса по районам Ивановской области распределены неравномерно. Наибольшую площадь леса занимают в Заволжском (67%) и Пестяковском (64%) муниципальных районах, наименьшую - в Гаврилово-Посадском (28%) и Юрьевецком (30%) муниципальных районах.

Из 1041,9 тыс. га земель лесного фонда лесной растительностью покрыто 944,1 тыс. га. Почти три четверти лесов Ивановской области (746,3 тыс. га) являются эксплуатационными лесами, остальные (295,6 тыс. га) выполняют защитную функцию.

Состав лесов остается стабильным на протяжении многих лет. Лиственные леса занимают площадь в 528,7 тыс. га (56% лесопокрытой площади), хвойные - 415,0 тыс. га (44%). На территории Ивановской области основными лиственными лесообразующими породами являются береза, осина и ольха, а хвойными - сосна и ель. Запас древесины составляет 165,4 млн. куб. м, из них 45,4 млн. куб. м - спелые и перестойные насаждения, в том числе 8,0 млн. куб. м - хвойные. Общий среднегодовой прирост древесины составляет 3,35 млн. куб. м.

Таблица 1. Основные показатели, характеризующие состояние лесов Ивановской области

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год (оценка)

1.

Общая площадь лесов

тыс. га

1041,5

1041,5

1041,9

1041,9

2.

Покрытые лесной растительностью земли, в том числе:

тыс. га

961,0

945,1

944,1

950,1

2.1.

с преобладанием хвойных пород

тыс. га

440,9

431,8

415,0

421,0

2.2.

с преобладанием твердолиственных пород

тыс. га

3,3

3,0

3,0

3,0

2.3.

с преобладанием мягколиственных пород

тыс. га

516,3

509,8

525,7

525,7

2.4.

кустарниковые

тыс. га

0,5

0,5

0,4

0,4

3.

Запас древесины общий, в том числе:

млн. куб. м

164,77

162,41

165,45

165,45

3.1.

хвойных насаждений

млн. куб. м

79,93

78,52

79,07

79,07

3.2.

твердолиственных насаждений

млн. куб. м

0,56

0,51

0,5

0,5

3.3.

мягколиственных насаждений

млн. куб. м

84,28

83,38

85,88

85,88

4.

Запас спелых и перестойных насаждений

млн. куб. м

39,37

38,63

45,38

45,38

5.

Общий средний прирост

млн. куб. м

3,46

3,41

3,35

3,35


В последние годы общая потребность в деловой и дровяной древесине для нужд Ивановской области удовлетворяется полностью за счет древесины, заготавливаемой в лесах региона. При общем объеме расчетной лесосеки 1,543 млн. куб. м 75% объема допустимого изъятия древесины приходится на мягколиственное хозяйство, в том числе: береза - 636,1 тыс. куб. м, осина - 521,1 тыс. куб. м. Процент использования расчетной лесосеки за последние три года увеличивался: 34,2% - в 2010 году, 31% - в 2011 году и 44,2% - в 2012 году. Наиболее полно осваивается лесосека по хвойным породам (2012 год - 69%). В то время как освоение лесосеки по мягколиственным породам, в связи с низким спросом на данный вид древесины, остается на уровне 33,2%.

Таблица 2. Основные показатели, характеризующие использование лесов Ивановской области

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год (оценка)

1.

Общий объем расчетной лесосеки, в том числе:

млн. куб. м

1,543

1,543

1,54

1,54

1.1.

хвойных насаждений

млн. куб. м

0,36

0,36

0,44

0,44

1.2.

мягколиственных насаждений

млн. куб. м

1,183

1,183

1,1

1,1

2.

Объем заготовки древесины

млн. куб. м

0,45

0,68

0,58

0,7

3.

Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

%

31,0

44,2

37,4

40


Основные объемы финансовых затрат на мероприятия по защите, охране и воспроизводству лесов обеспечиваются субвенциями из федерального бюджета. Согласно прогнозам при сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов основные качественные и количественные характеристики сферы лесного хозяйства Ивановской области сохранятся на текущем уровне. Стоит особо подчеркнуть, что наиболее существенные потери древесины на территории региона происходят в результате лесных и лесоторфяных пожаров. Для повышения эффективности борьбы с пожарами необходимо внедрение новых технологий по их раннему обнаружению (внедрение системы обнаружения лесных пожаров на основе видеонаблюдения), что требует дополнительного ресурсного обеспечения.

Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере лесного хозяйства определена статьями 82 и 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Перед комитетом Ивановской области по лесному хозяйству стоят задачи по охране, защите, воспроизводству и эффективному использованию лесов, расположенных на территории региона.

В 2010 - 2013 годах усилия комитета Ивановской области по лесному хозяйству и подведомственных ему учреждений были направлены на нейтрализацию негативных факторов, оказывающих негативное влияние на состояние лесного фонда региона, и минимизацию потерь от их воздействия. Прежде всего, это лесные пожары, вредители, незаконное использование лесных насаждений.

На сегодняшний день в Ивановской области в целях своевременного обнаружения очагов возгорания лесничествами разработаны маршруты патрулирования лесных участков протяженностью около 14 тыс. км. Ежегодно разрабатывается комплекс мер по профилактике возникновения и распространения лесных пожаров. Работы начинаются с планирования объемов профилактических противопожарных мероприятий.

В лесничествах ежегодно составляются планы по тушению лесных пожаров, которые согласовываются со всеми заинтересованными организациями и утверждаются комитетом Ивановской области по лесному хозяйству. Данные планы являются основой для разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории Ивановской области, который утверждается Губернатором Ивановской области и согласовывается с Рослесхозом. Кроме того, принимаются документы, направленные на усиление взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, предприятий и населения при предупреждении и ликвидации лесных пожаров.

В 2011 году было создано ОГБУ "Центр по охране лесов Ивановской области" (далее - Центр), которое на основании лицензии, выданной Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации, с 2012 года выполняет работы по противопожарному обустройству лесов, наземному патрулированию лесных участков, обнаружению, профилактике и тушению лесных пожаров на территории региона. В 2011 - 2013 годах для улучшения материально-технического оснащения Центра было приобретено 38 единиц лесопожарной техники, оснащенной дополнительным оборудованием и инвентарем, предназначенным для тушения лесных и лесоторфяных пожаров. В 2014 планируется приобрести противопожарной техники и инвентаря в рамках софинансирования из федерального бюджета на сумму 3499968,43 рубля (федеральный бюджет - 3324968,43 рубля, областной бюджет - 175000 рублей).

Для улучшения санитарного состояния лесов ежегодно проводится комплекс лесозащитных мероприятий: выборочные и сплошные санитарные рубки, уборка больных, заселенных и поврежденных деревьев, а также уборка насаждений от захламления. Подписанное в 2011 году между комитетом Ивановской области по лесному хозяйству и ФГУ "Российский центр защиты леса" соглашение позволило повысить качество наблюдений за состоянием лесов, нарушением их устойчивости, повреждением (поражением) вредными организмами и другими негативными воздействиями природного и антропогенного характера, влияющими на состояние лесов.

Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса, в 2013 году составила 0,22% (в 2011 и 2012 годах - 0,031%), а в результате повреждения лесными пожарами - 0,07% (в 2011 году - 0,39%, в 2012 году - 1,47%).

С 2008 года за соблюдением лесного законодательства на территории Ивановской области ведут наблюдение не только государственные лесные инспекторы, но и общественные. В 2012 году штат общественных лесных инспекторов был увеличен вдвое и составил 157 человек.

Ежегодно на территории Ивановской области выявляется около 1000 - 1200 нарушений лесного законодательства, 15 - 25% из них - это незаконные рубки древесины. Активизация работы по выявлению нарушений лесного законодательства привела к снижению как числа случаев незаконных рубок, так и объема незаконно заготавливаемой древесины. В 2012 году по сравнению с 2010 годом число выявленных незаконных рубок сократилось с 343 до 183 случаев, а объемы незаконно срубленной древесины с 14,1 до 7,3 тыс. куб. м.

Государственную услугу "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства" осуществляет автономное государственное образовательное учреждение профессионального образования "Учебный центр профессиональной квалификации "Тейковская лесотехническая школа" Ивановской области за счет субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания на выполнение государственных услуг с целью сохранения объема оказываемых образовательных услуг для удовлетворения граждан, общества и рынка труда в качественном образовании.

В лесном хозяйстве Ивановской области существует ряд проблем, типичных для регионов Центрального федерального округа Российской Федерации:

- неполное использование расчетной лесосеки (2012 год - 44,2%);

- недостаточное развитие аренды лесных участков (на 01.01.2013 - 63,9% от общей площади лесного фонда передано в аренду, половина из них отдана под реализацию инвестиционных проектов в области лесов);

- нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ (последнее лесоустройство проводилось в 1995 - 1996 годах, тогда как нормативная периодичность комплекса лесоустроительных работ составляет 10 лет). На сегодняшний день лесоустройство проведено на территории 524,9 тыс. га или 50% от общей площади земель лесного фонда Ивановской области;

- увеличение объема незаконных рубок древесины.

Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.

3. Цели и ожидаемые результаты Программы

     

3.1. Цель и целевые показатели Программы

Цель реализации Программы:

повышение эффективности использования лесов при улучшении их качественных и количественных характеристик.

Достижению указанной цели Программы способствует реализация подпрограммы "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров и специалистов в области лесного хозяйства", в соответствии с которой ежегодно около 250 работников учреждений лесного хозяйства проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации на бесплатной основе.

Таблица 3. Целевые показатели Программы

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1.

Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда

%

0,308

0,488

0,299

0,294

0,290

0,285

0,281

0,277

0,273

2.

Лесистость территории Ивановской области *

%

45,8

45,7

46,0

46,6

46,6

46,6

46,6

46,6

46,6

3.

Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда *

%

46,01

44,3

44,6

46,2

46,2

46,2

46,2

46,2

46,2

4.

Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда

руб. на га

61,3

58,4

62,9

64,8

66,7

68,7

70,8

72,9

75,1

5.

Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

%

44,2

40,0

67,0

70

73,0

77,0

80,0

83,0

85,0

6.

Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства

%

4,1

9,8

10,3

9,3

9,8

9,8

9,8

9,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»