Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ И УСЛУГ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА ГРАЖДАН В ЦЕНТРАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОЛУСТАЦИОНАРНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 05.05.2016)

 Приложение
к Порядку предоставления
социально-психологических,
социально-педагогических услуг
и услуг в целях повышения
коммуникативного потенциала граждан
в центрах психолого-педагогической
помощи населению, осуществляющих
полустационарное социальное обслуживание
на территории Республики Марий Эл

СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ЦЕНТРАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

Наименование социальной услуги

Описание социальной услуги, в том числе ее объем

Сроки предоставления социальной услуги

Подушевой норматив финансирования социальной услуги

Условия предоставления социальной услуги

Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги

1

2

3

4

5

6

7

1. Социально-психологические услуги

1.1.

Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений

предусматривает проведение социально-психологического консультирования по следующей схеме: выявление проблем;

оказание профессиональной помощи в формулировании запроса: структурирование запроса совместно с получателями социальных услуг и выявление их социально-психологических проблем;

определение эмоциональной реакции на имеющиеся проблемы и мотивации к их преодолению;

исследование и поиск возможных альтернатив решения проблем, наличие их критической оценки;

определение возможных путей решения проблем с использованием их внешних и внутренних ресурсов;

предоставляется не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна способствовать обеспечению психологической комфортности получателя социальных услуг, налаживанию внутрисемейных отношений. Предоставляется психологом

наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психологического консультирования для данной категории получателей социальных услуг;

целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг;

полнота проведения консультирования;

выявление проблемы;

наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения консультирования

1.2.

Социально-психологическая диагностика

предусматривает проведение психологической, социально-психологической диагностики по следующим направлениям: возрастное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное;

проведение по следующей схеме: выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;

проведение диагностики;

обработка и анализ результатов диагностики;

оформление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития личности получателя социальных услуг;

направление получателя социальных услуг в случае необходимости на коррекцию, определение сроков проведения повторной (итоговой) диагностики;

проводится в индивидуальной и групповой форме;

продолжительность составляет до 90 минут

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна способствовать выявлению различных причин и психологических факторов, обусловливающих проблемы в поведении, общении. Предоставляется психологом

наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психодиагностики для данной категории получателей социальных услуг;

целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг;

полнота проведения психодиагностики;

наличие в личном деле информации о проведении психодиагностики (заполненной формы);

составление психологического заключения по материалам исследовательских работ;

наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения психодиагностики

1.3.

Социально-психологическая коррекция

предусматривает активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя социальных услуг, проводится в индивидуальной и групповой форме по схеме: определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики индивидуальных особенностей личности, основных направлений психологической коррекции;

выбор коррекционных методик, форм и методов работы;

разработка перечня коррекционных мероприятий;

подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;

проведение коррекционных мероприятий;

оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

при индивидуальной программе психолог работает с получателем социальной услуги один на один, при отсутствии посторонних лиц. При групповой программе работа происходит с группой получателей социальных услуг со схожими проблемами;

предоставляется психологом

наличие коррекционной программы с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей и степени отклонений в развитии получателей социальных услуг;

соответствие коррекционной программы результатам психодиагностики;

целесообразность выбранного направления коррекционной работы, ее соответствие потребностям получателей социальных услуг;

результативность проведенной работы

1.4.

Психологическая помощь, в том числе гражданам, осуществляющим социальное обслуживание на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг

предусматривает проведение беседы, общения, в ходе которого обеспечивается выслушивание, подбадривание, мобилизация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса. В ходе беседы обеспечивается обсуждение проблем для содействия в мобилизации внутренних ресурсов для последующего решения и выхода из сложившейся ситуации: конкретизация запроса, обсуждение совместно с получателем социальных услуг действий по психологической помощи и оказанию поддержки;

направление в случае необходимости на социально-психологическую диагностику и/или социально-психологическую консультацию

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна обеспечивать психологическую поддержку получателей социальных услуг

наличие документации о проведении бесед (конспекты, план, отчет)

1.5.

Оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия

предусматривает проведение консультирования по телефону по следующей схеме:

выслушивание проблем абонента;

обсуждение заявленной проблемы;

снятие в ходе беседы состояния острого психологического дискомфорта/стресса;

снижение психоэмоционального напряжения, уровня агрессии/ страха;

поиск внешних и внутренних ресурсов абонента;

определение способов преодоления сложившейся ситуации, решения проблемы;

проводится ежедневно

оказывается без составления индивидуальной программы получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна обеспечивать комфортность и оказание психологической помощи

проведение безотлагательного консультирования;

оказание экстренной психологической помощи

1.6.

Проведение психопрофилактической работы

предусматривает проведение в двух формах:

1) проведение бесед, занятий, иных мероприятий, направленных на формирование у получателей социальных услуг потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами;

предусматривает проведение по следующей схеме:

разработка плана, программы, серии занятий;

проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом;

оценка эффективности; определение тематики и проведение в дальнейшем мероприятий;

предоставляется ежедневно;

2) распространение информационно-методических материалов: информационно-методические материалы могут быть разработаны специалистами самого учреждения, получены в ходе взаимодействия с другими организациями и ведомствами или приобретены в специализированных магазинах;

распространение информационно-методических материалов среди граждан осуществляется в рамках проведения бесед, лекций, семинаров в форме раздаточного материала, размещения их на информационных стендах, через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, сеть "Интернет");

по запросу граждан специалисты организации оказывают помощь в раскрытии и более полном и правильном понимании содержания информационно-методических материалов;

разрабатывается не менее двух видов информационных материалов в год

в соответствии с планом работы

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна способствовать формированию становления и развития личности получателя социальных услуг, способствовать созданию условий для полноценного психического развития личности

наличие плана проведения занятий (конспекты, программа, отчет)

1.7.

Оказание методической помощи специалистам, работающим в системе социальной защиты, по социально-психологическим проблемам

предусматривает:

изучение, обобщение и распространение передового актуального опыта работы психологов учреждений социального обслуживания населения Республики Марий Эл;

проведение индивидуальных и групповых супервизионных сессий;

проведение теоретических и практических семинаров по направлениям профессиональной деятельности;

оказание методической помощи при подготовке методических материалов, при составлении рабочих коррекционно-развивающих программ (или авторских программ), разработке тем самообразования;

разработка и направление в организации социального обслуживания населения Республики Марий Эл рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности работы психологов, педагогов-психологов;

проводится не менее двух семинаров в год

в соответствии с планом работы

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна оказывать помощь специалистам, работающим в системе социальной защиты, по оказанию психологической помощи населению

наличие плана работы;

разработанные рекомендации

2. Социально-педагогические услуги

2.1.

Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование

предусматривает проведение коррекции, диагностики, консультирования несовершеннолетних;

проводится по следующей схеме:

формирование запроса, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностики;

проведение диагностики несовершеннолетнего;

социально-психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности включает:

определение направления психологической диагностики: возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное, социальное;

выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария;

проведение диагностического обследования;

обработка результатов психологической диагностики, составление заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития личности;

определение места и значения симптомов в целостной структуре личности, включая предпосылки возникновения симптомов;

определение в случае необходимости направления психологической коррекции сроков проведения повторной (итоговой) диагностики;

предоставление результатов диагностики и обследования личности гражданину по его запросу;

социально-педагогическая коррекция включает: определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики индивидуальных особенностей личности, основных направлений психологической коррекции;

выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия;

выбор коррекционных методик, форм и методов работы;

разработка перечня коррекционных мероприятий;

подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий;

проведение коррекционных мероприятий;

оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий;

предвидение и разработка рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами;

социально-педагогическое консультирование включает беседы с родителями (лицами, их замещающими) на этапе выявления запроса, уточнения психологического диагноза по результатам социально-педагогической диагностики, при получении рекомендаций в течение и по итогам социально-педагогических коррекционных мероприятий

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна обеспечить квалифицированную и эффективную помощь получателю социальных услуг в решении его проблем

наличие коррекционной программы с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей и степени отклонений в развитии получателей социальных услуг;

соответствие коррекционной работы результатам психодиагностики;

целесообразность выбранного направления коррекционной работы, ее соответствие потребностям получателей социальных услуг;

результативность проведенной работы

2.2.

Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга)

предусматривает проведение групповых занятий с детьми и/или их родителями (законными представителями) по следующим направлениям: коммуникативное;

профориентационное;

повышение мотивации к учебной деятельности;

проводится по следующей схеме:

разработка плана, мероприятия, утвержденного руководителем;

проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом;

оценка эффективности;

определение тематики и проведение в дальнейшем мероприятий;

проводится в соответствии с запросом

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна оказывать положительное влияние

на физическое и психическое состояние получателей социальных услуг

поддержка позитивных достижений, приобщение к традициям и ритуалам, формирование культуры празднования индивидуальных и групповых событий;

способствование усвоению нового позитивного социального опыта

2.3.

Социально-психологическое консультирование по вопросам социально-педагогических проблем (детско-родительские отношения, воспитание и развитие детей)

предусматривает проведение социально-психологического консультирования по вопросам социально-педагогических проблем по следующей схеме:

выявление социально-педагогических проблем по вопросам детско-родительских отношений, воспитания и развития детей посредством следующих психологических методов:

беседа, интервьюирование, наблюдение, анализ семейных взаимоотношений;

исследование выявленных проблем с использованием тематических психологических заданий и упражнений;

составление индивидуальной коррекционной программы, направление по необходимости на социально-педагогическую диагностику и/или социально-педагогическую коррекцию, а также к другим специалистам;

подготовка по запросу родителей (лиц, их замещающих) рекомендаций с учетом выявленных социально-педагогических проблем

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна обеспечить оказание квалифицированной помощи получателю социальных услуг в налаживании детско-родительских отношений

наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психологического консультирования для данной категории получателей социальных услуг, целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг;

полнота проведения консультирования;

выявление проблемы;

наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения консультирования

2.4.

Оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций

предусматривает оказание педагогической помощи по следующей схеме:

проведение диагностики познавательной, эмоционально-волевой сферы на момент обращения;

составление индивидуальной коррекционной программы по итогам диагностики;

проведение серии коррекционно-развивающих занятий;

итоговая диагностика познавательной, эмоционально-волевой сферы;

подготовка рекомендаций с учетом учебной нагрузки, возрастных особенностей и индивидуально-личностных характеристик

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна обеспечить квалифицированную и эффективную помощь получателю социальных услуг в преодолении и исправлении допущенных педагогических ошибок

наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психодиагностики для данной категории получателей социальных услуг;

целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг;

полнота проведения психодиагностики;

наличие заключения и рекомендаций по итогам психодиагностики

2.5.

Содействие в установлении позитивного отношения к учебной деятельности

предусматривает:

оказание методической помощи родителям;

организацию и проведение групповых занятий с детьми и/или их родителями (законными представителями), направленных на выработку мотивации к учебной деятельности;

предоставляется ежедневно

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна оказывать положительное влияние на физическое и психическое состояние получателей социальных услуг

наличие документации о проведении бесед (конспекты, план, отчет)

2.6.

Проведение коррекции педагогической запущенности детей

предусматривает проведение психологической помощи по следующей схеме:

исследование факторов и обстоятельств, обусловливающих педагогическую запущенность: психологический микроклимат семьи, особенности взаимоотношений с учителями, положение ребенка в классном коллективе;

подбор диагностического инструментария для исследования формы педагогической запущенности;

диагностика формы педагогической запущенности и ее компонентов, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов;

составление индивидуальной коррекционной программы по итогам социально-педагогической диагностики, учитывающей индивидуальные особенности интеллектуального развития, особенности семейного воспитания, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию;

проведение серии коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование элементов и навыков учебной деятельности, мотивации учения, способности произвольной регуляции внимания;

итоговая диагностика педагогической запущенности;

подготовка психологических рекомендаций родителям (лицам, их заменяющим) с учетом формы педагогической запущенности

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна способствовать устранению педагогической запущенности

устранение социально-педагогической запущенности;
приобретение культурно-гигиенических навыков;

развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления);

уменьшение степени дефектов речи и артикуляции;

формирование способностей

к самообслуживанию

3. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала

3.1.

Проведение психологических тренингов по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями

порядок проведения тренинга:

введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга;

создание благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга;

завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна выработать у получателя социальной услуги умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания

наличие документации о проведении тренингов (конспекты, программа, отчет)

3.2.

Проведение психологических тренингов, направленных на выработку умений и навыков, отработку приемов коммуникативного общения

порядок проведения тренинга:

введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга;

создание благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы;

основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга;

завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга

в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг

осуществляется

в соответствии с Порядком утверждения тарифов

на социальные услуги

осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573

должна выработать у получателя социальной услуги умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания

наличие документации о проведении тренингов (конспекты, программа, отчет)