СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ В ЦЕНТРАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ
Наименование социальной услуги | Описание социальной услуги, в том числе ее объем | Сроки предоставления социальной услуги | Подушевой норматив финансирования социальной услуги | Условия предоставления социальной услуги | Показатели качества и оценка результатов предоставления социальной услуги | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Социально-психологические услуги | ||||||
1.1. | Социально-психологическое консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений | предусматривает проведение социально-психологического консультирования по следующей схеме: выявление проблем; оказание профессиональной помощи в формулировании запроса: структурирование запроса совместно с получателями социальных услуг и выявление их социально-психологических проблем; определение эмоциональной реакции на имеющиеся проблемы и мотивации к их преодолению; исследование и поиск возможных альтернатив решения проблем, наличие их критической оценки; определение возможных путей решения проблем с использованием их внешних и внутренних ресурсов; предоставляется не менее 30 минут, в сложных ситуациях - до 90 минут | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна способствовать обеспечению психологической комфортности получателя социальных услуг, налаживанию внутрисемейных отношений. Предоставляется психологом | наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психологического консультирования для данной категории получателей социальных услуг; целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг; полнота проведения консультирования; выявление проблемы; наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения консультирования |
1.2. | Социально-психологическая диагностика | предусматривает проведение психологической, социально-психологической диагностики по следующим направлениям: возрастное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное; проведение по следующей схеме: выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария; проведение диагностики; обработка и анализ результатов диагностики; оформление психологического заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития личности получателя социальных услуг; направление получателя социальных услуг в случае необходимости на коррекцию, определение сроков проведения повторной (итоговой) диагностики; проводится в индивидуальной и групповой форме; продолжительность составляет до 90 минут | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна способствовать выявлению различных причин и психологических факторов, обусловливающих проблемы в поведении, общении. Предоставляется психологом | наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психодиагностики для данной категории получателей социальных услуг; целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг; полнота проведения психодиагностики; наличие в личном деле информации о проведении психодиагностики (заполненной формы); составление психологического заключения по материалам исследовательских работ; наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения психодиагностики |
1.3. | Социально-психологическая коррекция | предусматривает активное психологическое воздействие, направленное на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя социальных услуг, проводится в индивидуальной и групповой форме по схеме: определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики индивидуальных особенностей личности, основных направлений психологической коррекции; выбор коррекционных методик, форм и методов работы; разработка перечня коррекционных мероприятий; подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий; проведение коррекционных мероприятий; оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | при индивидуальной программе психолог работает с получателем социальной услуги один на один, при отсутствии посторонних лиц. При групповой программе работа происходит с группой получателей социальных услуг со схожими проблемами; предоставляется психологом | наличие коррекционной программы с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей и степени отклонений в развитии получателей социальных услуг; соответствие коррекционной программы результатам психодиагностики; целесообразность выбранного направления коррекционной работы, ее соответствие потребностям получателей социальных услуг; результативность проведенной работы |
1.4. | Психологическая помощь, в том числе гражданам, осуществляющим социальное обслуживание на дому за тяжелобольными получателями социальных услуг | предусматривает проведение беседы, общения, в ходе которого обеспечивается выслушивание, подбадривание, мобилизация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса. В ходе беседы обеспечивается обсуждение проблем для содействия в мобилизации внутренних ресурсов для последующего решения и выхода из сложившейся ситуации: конкретизация запроса, обсуждение совместно с получателем социальных услуг действий по психологической помощи и оказанию поддержки; направление в случае необходимости на социально-психологическую диагностику и/или социально-психологическую консультацию | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна обеспечивать психологическую поддержку получателей социальных услуг | наличие документации о проведении бесед (конспекты, план, отчет) |
1.5. | Оказание консультационной психологической помощи анонимно, в том числе с использованием телефона доверия | предусматривает проведение консультирования по телефону по следующей схеме: выслушивание проблем абонента; обсуждение заявленной проблемы; снятие в ходе беседы состояния острого психологического дискомфорта/стресса; снижение психоэмоционального напряжения, уровня агрессии/ страха; поиск внешних и внутренних ресурсов абонента; определение способов преодоления сложившейся ситуации, решения проблемы; проводится ежедневно | оказывается без составления индивидуальной программы получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна обеспечивать комфортность и оказание психологической помощи | проведение безотлагательного консультирования; оказание экстренной психологической помощи |
1.6. | Проведение психопрофилактической работы | предусматривает проведение в двух формах: 1) проведение бесед, занятий, иных мероприятий, направленных на формирование у получателей социальных услуг потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами; предусматривает проведение по следующей схеме: разработка плана, программы, серии занятий; проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом; оценка эффективности; определение тематики и проведение в дальнейшем мероприятий; предоставляется ежедневно; 2) распространение информационно-методических материалов: информационно-методические материалы могут быть разработаны специалистами самого учреждения, получены в ходе взаимодействия с другими организациями и ведомствами или приобретены в специализированных магазинах; распространение информационно-методических материалов среди граждан осуществляется в рамках проведения бесед, лекций, семинаров в форме раздаточного материала, размещения их на информационных стендах, через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, сеть "Интернет"); по запросу граждан специалисты организации оказывают помощь в раскрытии и более полном и правильном понимании содержания информационно-методических материалов; разрабатывается не менее двух видов информационных материалов в год | в соответствии с планом работы | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна способствовать формированию становления и развития личности получателя социальных услуг, способствовать созданию условий для полноценного психического развития личности | наличие плана проведения занятий (конспекты, программа, отчет) |
1.7. | Оказание методической помощи специалистам, работающим в системе социальной защиты, по социально-психологическим проблемам | предусматривает: изучение, обобщение и распространение передового актуального опыта работы психологов учреждений социального обслуживания населения Республики Марий Эл; проведение индивидуальных и групповых супервизионных сессий; проведение теоретических и практических семинаров по направлениям профессиональной деятельности; оказание методической помощи при подготовке методических материалов, при составлении рабочих коррекционно-развивающих программ (или авторских программ), разработке тем самообразования; разработка и направление в организации социального обслуживания населения Республики Марий Эл рекомендаций по совершенствованию и повышению эффективности работы психологов, педагогов-психологов; проводится не менее двух семинаров в год | в соответствии с планом работы | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна оказывать помощь специалистам, работающим в системе социальной защиты, по оказанию психологической помощи населению | наличие плана работы; разработанные рекомендации |
2. Социально-педагогические услуги | ||||||
2.1. | Социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование | предусматривает проведение коррекции, диагностики, консультирования несовершеннолетних; проводится по следующей схеме: формирование запроса, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностики; проведение диагностики несовершеннолетнего; социально-психологическая диагностика индивидуальных особенностей личности включает: определение направления психологической диагностики: возрастное, личностное, межличностное, интеллектуальное, профориентационное, социальное; выбор диагностических методик и подбор диагностического инструментария; проведение диагностического обследования; обработка результатов психологической диагностики, составление заключения и определение в случае необходимости прогноза дальнейшего развития личности; определение места и значения симптомов в целостной структуре личности, включая предпосылки возникновения симптомов; определение в случае необходимости направления психологической коррекции сроков проведения повторной (итоговой) диагностики; предоставление результатов диагностики и обследования личности гражданину по его запросу; социально-педагогическая коррекция включает: определение в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики индивидуальных особенностей личности, основных направлений психологической коррекции; выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия; выбор коррекционных методик, форм и методов работы; разработка перечня коррекционных мероприятий; подбор необходимого материала для проведения коррекционных мероприятий; проведение коррекционных мероприятий; оценка эффективности проведенных коррекционных мероприятий; предвидение и разработка рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами; социально-педагогическое консультирование включает беседы с родителями (лицами, их замещающими) на этапе выявления запроса, уточнения психологического диагноза по результатам социально-педагогической диагностики, при получении рекомендаций в течение и по итогам социально-педагогических коррекционных мероприятий | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна обеспечить квалифицированную и эффективную помощь получателю социальных услуг в решении его проблем | наличие коррекционной программы с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей и степени отклонений в развитии получателей социальных услуг; соответствие коррекционной работы результатам психодиагностики; целесообразность выбранного направления коррекционной работы, ее соответствие потребностям получателей социальных услуг; результативность проведенной работы |
2.2. | Формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга) | предусматривает проведение групповых занятий с детьми и/или их родителями (законными представителями) по следующим направлениям: коммуникативное; профориентационное; повышение мотивации к учебной деятельности; проводится по следующей схеме: разработка плана, мероприятия, утвержденного руководителем; проведение мероприятий в соответствии с утвержденным планом; оценка эффективности; определение тематики и проведение в дальнейшем мероприятий; проводится в соответствии с запросом | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна оказывать положительное влияние на физическое и психическое состояние получателей социальных услуг | поддержка позитивных достижений, приобщение к традициям и ритуалам, формирование культуры празднования индивидуальных и групповых событий; способствование усвоению нового позитивного социального опыта |
2.3. | Социально-психологическое консультирование по вопросам социально-педагогических проблем (детско-родительские отношения, воспитание и развитие детей) | предусматривает проведение социально-психологического консультирования по вопросам социально-педагогических проблем по следующей схеме: выявление социально-педагогических проблем по вопросам детско-родительских отношений, воспитания и развития детей посредством следующих психологических методов: беседа, интервьюирование, наблюдение, анализ семейных взаимоотношений; исследование выявленных проблем с использованием тематических психологических заданий и упражнений; составление индивидуальной коррекционной программы, направление по необходимости на социально-педагогическую диагностику и/или социально-педагогическую коррекцию, а также к другим специалистам; подготовка по запросу родителей (лиц, их замещающих) рекомендаций с учетом выявленных социально-педагогических проблем | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна обеспечить оказание квалифицированной помощи получателю социальных услуг в налаживании детско-родительских отношений | наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психологического консультирования для данной категории получателей социальных услуг, целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг; полнота проведения консультирования; выявление проблемы; наличие разработанных рекомендаций по итогам проведения консультирования |
2.4. | Оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций | предусматривает оказание педагогической помощи по следующей схеме: проведение диагностики познавательной, эмоционально-волевой сферы на момент обращения; составление индивидуальной коррекционной программы по итогам диагностики; проведение серии коррекционно-развивающих занятий; итоговая диагностика познавательной, эмоционально-волевой сферы; подготовка рекомендаций с учетом учебной нагрузки, возрастных особенностей и индивидуально-личностных характеристик | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна обеспечить квалифицированную и эффективную помощь получателю социальных услуг в преодолении и исправлении допущенных педагогических ошибок | наличие разработанных, утвержденных и апробированных методик проведения психодиагностики для данной категории получателей социальных услуг; целесообразность выбранной методики, ее соответствие потребностям получателя социальных услуг; полнота проведения психодиагностики; наличие заключения и рекомендаций по итогам психодиагностики |
2.5. | Содействие в установлении позитивного отношения к учебной деятельности | предусматривает: оказание методической помощи родителям; организацию и проведение групповых занятий с детьми и/или их родителями (законными представителями), направленных на выработку мотивации к учебной деятельности; предоставляется ежедневно | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна оказывать положительное влияние на физическое и психическое состояние получателей социальных услуг | наличие документации о проведении бесед (конспекты, план, отчет) |
2.6. | Проведение коррекции педагогической запущенности детей | предусматривает проведение психологической помощи по следующей схеме: исследование факторов и обстоятельств, обусловливающих педагогическую запущенность: психологический микроклимат семьи, особенности взаимоотношений с учителями, положение ребенка в классном коллективе; подбор диагностического инструментария для исследования формы педагогической запущенности; диагностика формы педагогической запущенности и ее компонентов, которые необходимо корректировать: поведение, отношение и развитие личности и познавательных процессов; составление индивидуальной коррекционной программы по итогам социально-педагогической диагностики, учитывающей индивидуальные особенности интеллектуального развития, особенности семейного воспитания, неблагоприятные факторы, разрушившие положительную мотивацию; проведение серии коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование элементов и навыков учебной деятельности, мотивации учения, способности произвольной регуляции внимания; итоговая диагностика педагогической запущенности; подготовка психологических рекомендаций родителям (лицам, их заменяющим) с учетом формы педагогической запущенности | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна способствовать устранению педагогической запущенности | устранение социально-педагогической запущенности; развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления); уменьшение степени дефектов речи и артикуляции; формирование способностей к самообслуживанию |
3. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала | ||||||
3.1. | Проведение психологических тренингов по снятию последствий нервно-психической напряженности и психотравмирующих ситуаций в семье, вызванных болезнью или инвалидностью членов семьи, общением с лицами, страдающими психическими заболеваниями | порядок проведения тренинга: введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга; создание благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы; основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга; завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна выработать у получателя социальной услуги умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания | наличие документации о проведении тренингов (конспекты, программа, отчет) |
3.2. | Проведение психологических тренингов, направленных на выработку умений и навыков, отработку приемов коммуникативного общения | порядок проведения тренинга: введение: знакомство, утверждение группой правил проведения тренинга; создание благоприятной и доверительной атмосферы в группе, актуализация проблемы; основная часть: комплекс психологических мероприятий, направленных на реализацию целей и задач, определенных возрастным составом участников и тематикой тренинга; завершение: рефлексия, мониторинг эмоционального состояния участников, подведение итогов тренинга | в срок, определенный индивидуальной программой получателя социальных услуг | осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги осуществляется в соответствии с Порядком утверждения тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 октября 2014 г. N 573 | должна выработать у получателя социальной услуги умения и навыки социальной адаптации к создавшимся условиям проживания | наличие документации о проведении тренингов (конспекты, программа, отчет) |