ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 декабря 2014 года N 501-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2013 N 429-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2015 и применяется к правоотношениям, возникающим в связи с формированием областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Ивановской области
А.Г.ФОМИН
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 03.12.2014 N 501-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.10.2013 N 429-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт программы
Наименование программы | Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области |
Срок реализации программы | 2014 - 2017 годы |
Администратор программы | Департамент финансов Ивановской области |
Ответственные исполнители | Департамент финансов Ивановской области |
Исполнители | Департамент финансов Ивановской области; служба государственного финансового контроля Ивановской области |
Перечень подпрограмм | Аналитические подпрограммы: 1. Управление государственным долгом (приложение 2). 2. Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета (приложение 3). 3. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований (приложение 4). Специальные подпрограммы: 1. Повышение качества управления региональными финансами (приложение 1) |
Цель (цели) программы | Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области |
Объем ресурсного обеспечения программы по годам ее реализации в разрезе источников финансирования | Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 5241924700,00 руб., 2015 год - 5658574000,00 руб., 2016 год - 6300751000,00 руб., 2017 год - 6489995900,00 руб., - областной бюджет: 2014 год - 5241924700,00 руб., 2015 год - 5658574000,00 руб., 2016 год - 6300751000,00 руб., 2017 год - 6489995900,00 руб. |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы
В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
Благодаря предпринятым мерам межбюджетного регулирования описанная выше ситуация в существенно меньшей степени коснулась местных бюджетов, большинство из которых по-прежнему исполняются без дефицита и характеризуются умеренным уровнем долговой нагрузки.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы, представлены в нижеследующей таблице 1:
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год (оценка) |
1 | Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 20,6 | 30,2 | 39,4 | 42,8 | 58,6 | 66,0 |
2 | Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней) | % | 19,3 | 32,8 | 49,5 | 49,9 | 65,9 | 69,0 |
3 | Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | % | 9,0 | 14,1 | 10,8 | 10,8 | 18,1 | 15,1 |
4 | Доля муниципальных районов (городских округов), имеющих бездефицитные бюджеты | % | 40,7 | 55,5 | 40,7 | 55,6 | 66,7 | 3,7 |
5 | Доля поселений, имеющих бездефицитные бюджеты | % | данные отсутствуют | 66,2 | 44,2 | 72,1 | 58,1 | 32,0 |
6 | Доля муниципальных районов (городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 88,9 | 92,6 | 92,6 | 92,6 | 96,3 | 96,3 |
7 | Доля поселений, объем долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 100 | 100 | 99,2 | 99,2 | 100 | 100 |
В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области, составившего на начало 2014 года 10,4 млрд. руб.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами на 2014 - 2017 годы в среднесрочной перспективе бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В сложившейся ситуации все большее значение и актуальность начинает приобретать повышение эффективности расходов областного бюджета.
В последние 5 лет в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах - Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.
Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:
- переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;
- внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета;
- составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;
- реструктуризация сектора государственных учреждений - появились "новые" бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования;
- повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями; установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;
- создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.
Кроме того, в 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов бюджета.
Проведение аналогичных преобразований стимулировалось и на уровне муниципальных образований Ивановской области.
Несмотря на то, что потенциал повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета не исчерпан, реализация мер в этом направлении не способна переломить общий тренд на усиление напряженности в секторе государственных и муниципальных финансов Ивановской области.
3. Цель и ожидаемые результаты в сфере реализации государственной программы
Целью реализации государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области.
Реализация программы в 2014 - 2017 годах позволит:
- переломить к 2017 году тенденцию роста объема государственного долга Ивановской области (по отношению к доходам областного бюджета);
- обеспечить своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности;
- удержать расходы на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы);
- создать условия для перехода с 2018 года к формированию и исполнению областного бюджета с минимальным уровнем дефицита (до 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений);
- обеспечить дальнейший рост эффективности расходов областного бюджета.
Целевые показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации государственной программы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице 2:
Таблица 2
N п/п | Наименование целевого индикатора (показателя) | Ед. изм. | 2012 год (факт) | 2013 год (факт) | 2014 год (оценка) | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
1 | Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) | % | 42,8 | 58,6 | 66,0 | 67,0 | 76,0 | 90,0 |
2 | Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | % | 10,8 | 18,1 | 15,1 | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 1 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении бюджета Ивановской области, в соответствии с правилами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении бюджета Ивановской области как отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета, уменьшенному на объем безвозмездных поступлений.
Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) могут существенно отклониться от плановых в случае непрогнозируемого изменения макроэкономической ситуации, перераспределения расходных полномочий между уровнями государственной власти, а также в иных случаях, ведущих к объективному изменению доходов и расходов областного бюджета.
Государственная программа реализуется посредством 1 специальной и 3 аналитических подпрограмм:
1) специальная подпрограмма "Повышение качества управления региональными финансами" включает в себя комплекс мер институционального и организационного характера, направленных на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса Ивановской области и модернизацию государственных финансов;
2) аналитическая подпрограмма "Управление государственным долгом" объединяет в себе мероприятия по управлению государственным долгом Ивановской области, в том числе направленные на повышение эффективности управления государственным долгом;
3) аналитическая подпрограмма "Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета" предполагает формирование резервного фонда Правительства Ивановской области, обеспечивающего своевременность осуществления из областного бюджета непредвиденных расходов;
4) аналитическая подпрограмма "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований" включает в себя меры межбюджетного регулирования, а также операции по предоставлению муниципальным образованиям бюджетных кредитов, обеспечивающих сбалансированность местных бюджетов при их исполнении.
4. Ресурсное обеспечение государственной программы
Данные о ресурсном обеспечении реализации Программы представлены в нижеследующей таблице 3:
Таблица 3
N п/п | Наименование подпрограммы/источник ресурсного обеспечения | Исполнитель | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Программа, всего: | 5241924700,00 | 5658574000,00 | 6300751000,00 | 6489995900,00 | ||
бюджетные ассигнования | 5241924700,00 | 5658574000,00 | 6300751000,00 | 6489995900,00 | ||
- областной бюджет | Департамент финансов Ивановской области | 5241924700,00 | 5658574000,00 | 6300751000,00 | 6489995900,00 | |
- федеральный бюджет | - | - | - | - | ||
1 | Аналитические подпрограммы | |||||
1.1 | Подпрограмма "Управление государственным долгом" | 894521000,00 | 1403432000,00 | 1943556000,00 | 2227065000,00 | |
бюджетные ассигнования | 894521000,00 | 1403432000,00 | 1943556000,00 | 2227065000,00 | ||
- областной бюджет | Департамент финансов Ивановской области | 894521000,00 | 1403432000,00 | 1943556000,00 | 2227065000,00 | |
- федеральный бюджет | - | - | - | - | ||
1.2 | Подпрограмма "Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета" | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | |
бюджетные ассигнования | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | ||
- областной бюджет | Департамент финансов Ивановской области | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | 100000000,00 | |
- федеральный бюджет | - | - | - | - | ||
1.3 | Подпрограмма "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований" | 4247403700,00 | 4155142000,00 | 4257195000,00 | 4162930900,00 | |
бюджетные ассигнования | 4247403700,00 | 4155142000,00 | 4257195000,00 | 4162930900,00 | ||
- областной бюджет | Департамент финансов Ивановской области | 4247403700,00 | 4155142000,00 | 4257195000,00 | 4162930900,00 | |
- федеральный бюджет | - | - | - | - | ||
2 | Специальные подпрограммы | |||||
2.1 | Подпрограмма "Повышение качества управления региональными финансами" | - | - | - | - | |
бюджетные ассигнования | - | - | - | - | ||
- областной бюджет | Департамент финансов Ивановской области | - | - | - | - | |
- федеральный бюджет | - | - | - | - |