ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 3 декабря 2014 года N 501-п  


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.10.2013 N 429-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе в Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области

постановляет:

1. Внести в постановление Правительства Ивановской области от 30.10.2013 N 429-п "Об утверждении государственной программы Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования, но не ранее 01.01.2015 и применяется к правоотношениям, возникающим в связи с формированием областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Ивановской области
А.Г.ФОМИН


Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 03.12.2014 N 501-п

Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.10.2013 N 429-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

1. Паспорт программы

Наименование программы

Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области

Срок реализации программы

2014 - 2017 годы

Администратор программы

Департамент финансов Ивановской области

Ответственные исполнители

Департамент финансов Ивановской области

Исполнители

Департамент финансов Ивановской области; служба государственного финансового контроля Ивановской области

Перечень подпрограмм

Аналитические подпрограммы: 1. Управление государственным долгом (приложение 2). 2. Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета (приложение 3). 3. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований (приложение 4). Специальные подпрограммы: 1. Повышение качества управления региональными финансами (приложение 1)

Цель (цели) программы

Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области

Объем ресурсного обеспечения программы по годам ее реализации в разрезе источников финансирования

Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 5241924700,00 руб., 2015 год - 5658574000,00 руб., 2016 год - 6300751000,00 руб., 2017 год - 6489995900,00 руб., - областной бюджет: 2014 год - 5241924700,00 руб., 2015 год - 5658574000,00 руб., 2016 год - 6300751000,00 руб., 2017 год - 6489995900,00 руб.


2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации государственной программы

В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.

Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).

Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.

Благодаря предпринятым мерам межбюджетного регулирования описанная выше ситуация в существенно меньшей степени коснулась местных бюджетов, большинство из которых по-прежнему исполняются без дефицита и характеризуются умеренным уровнем долговой нагрузки.

Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы, представлены в нижеследующей таблице 1:

Таблица 1

N п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год (оценка)

1

Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений)

%

20,6

30,2

39,4

42,8

58,6

66,0

2

Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней)

%

19,3

32,8

49,5

49,9

65,9

69,0

3

Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений

%

9,0

14,1

10,8

10,8

18,1

15,1

4

Доля муниципальных районов (городских округов), имеющих бездефицитные бюджеты

%

40,7

55,5

40,7

55,6

66,7

3,7

5

Доля поселений, имеющих бездефицитные бюджеты

%

данные отсутствуют

66,2

44,2

72,1

58,1

32,0

6

Доля муниципальных районов (городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений)

%

88,9

92,6

92,6

92,6

96,3

96,3

7

Доля поселений, объем долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений)

%

100

100

99,2

99,2

100

100


В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области, составившего на начало 2014 года 10,4 млрд. руб.

Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами на 2014 - 2017 годы в среднесрочной перспективе бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.

В сложившейся ситуации все большее значение и актуальность начинает приобретать повышение эффективности расходов областного бюджета.

В последние 5 лет в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах - Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.

Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:

- переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;

- внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета;

- составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;

- реструктуризация сектора государственных учреждений - появились "новые" бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования;

- повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями; установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;

- создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.

Кроме того, в 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов бюджета.

Проведение аналогичных преобразований стимулировалось и на уровне муниципальных образований Ивановской области.

Несмотря на то, что потенциал повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета не исчерпан, реализация мер в этом направлении не способна переломить общий тренд на усиление напряженности в секторе государственных и муниципальных финансов Ивановской области.


3. Цель и ожидаемые результаты в сфере реализации государственной программы

Целью реализации государственной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области.

Реализация программы в 2014 - 2017 годах позволит:

- переломить к 2017 году тенденцию роста объема государственного долга Ивановской области (по отношению к доходам областного бюджета);

- обеспечить своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности;

- удержать расходы на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы);

- создать условия для перехода с 2018 года к формированию и исполнению областного бюджета с минимальным уровнем дефицита (до 10% доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений);

- обеспечить дальнейший рост эффективности расходов областного бюджета.

Целевые показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации государственной программы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице 2:


Таблица 2

N п/п

Наименование целевого индикатора (показателя)

Ед. изм.

2012 год (факт)

2013 год (факт)

2014 год (оценка)

2015 год

2016 год

2017 год

1

Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений)

%

42,8

58,6

66,0

67,0

76,0

90,0

2

Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений

%

10,8

18,1

15,1

15,0

15,0

15,0


Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 1 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении бюджета Ивановской области, в соответствии с правилами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Отчетные значения по целевому индикатору (показателю) N 2 определяются на основе данных бюджетной отчетности об исполнении бюджета Ивановской области как отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета, уменьшенному на объем безвозмездных поступлений.

Отчетные значения целевых индикаторов (показателей) могут существенно отклониться от плановых в случае непрогнозируемого изменения макроэкономической ситуации, перераспределения расходных полномочий между уровнями государственной власти, а также в иных случаях, ведущих к объективному изменению доходов и расходов областного бюджета.

Государственная программа реализуется посредством 1 специальной и 3 аналитических подпрограмм:

1) специальная подпрограмма "Повышение качества управления региональными финансами" включает в себя комплекс мер институционального и организационного характера, направленных на дальнейшее совершенствование бюджетного процесса Ивановской области и модернизацию государственных финансов;

2) аналитическая подпрограмма "Управление государственным долгом" объединяет в себе мероприятия по управлению государственным долгом Ивановской области, в том числе направленные на повышение эффективности управления государственным долгом;

3) аналитическая подпрограмма "Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета" предполагает формирование резервного фонда Правительства Ивановской области, обеспечивающего своевременность осуществления из областного бюджета непредвиденных расходов;

4) аналитическая подпрограмма "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований" включает в себя меры межбюджетного регулирования, а также операции по предоставлению муниципальным образованиям бюджетных кредитов, обеспечивающих сбалансированность местных бюджетов при их исполнении.


4. Ресурсное обеспечение государственной программы

Данные о ресурсном обеспечении реализации Программы представлены в нижеследующей таблице 3:


Таблица 3

N п/п

Наименование подпрограммы/источник ресурсного обеспечения

Исполнитель

2014 год

2015 год

2016 год

2017 год

Программа, всего:

5241924700,00

5658574000,00

6300751000,00

6489995900,00

бюджетные ассигнования

5241924700,00

5658574000,00

6300751000,00

6489995900,00

- областной бюджет

Департамент финансов Ивановской области

5241924700,00

5658574000,00

6300751000,00

6489995900,00

- федеральный бюджет

-

-

-

-

1

Аналитические подпрограммы

1.1

Подпрограмма "Управление государственным долгом"

894521000,00

1403432000,00

1943556000,00

2227065000,00

бюджетные ассигнования

894521000,00

1403432000,00

1943556000,00

2227065000,00

- областной бюджет

Департамент финансов Ивановской области

894521000,00

1403432000,00

1943556000,00

2227065000,00

- федеральный бюджет

-

-

-

-

1.2

Подпрограмма "Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета"

100000000,00

100000000,00

100000000,00

100000000,00

бюджетные ассигнования

100000000,00

100000000,00

100000000,00

100000000,00

- областной бюджет

Департамент финансов Ивановской области

100000000,00

100000000,00

100000000,00

100000000,00

- федеральный бюджет

-

-

-

-

1.3

Подпрограмма "Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований"

4247403700,00

4155142000,00

4257195000,00

4162930900,00

бюджетные ассигнования

4247403700,00

4155142000,00

4257195000,00

4162930900,00

- областной бюджет

Департамент финансов Ивановской области

4247403700,00

4155142000,00

4257195000,00

4162930900,00

- федеральный бюджет

-

-

-

-

2

Специальные подпрограммы

2.1

Подпрограмма "Повышение качества управления региональными финансами"

-

-

-

-

бюджетные ассигнования

-

-

-

-

- областной бюджет

Департамент финансов Ивановской области

-

-

-

-

- федеральный бюджет

-

-

-

-

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»