Основные направления инвестиционной политики Свердловской области на период до 2030 года
Свердловская область в 2015 году - это регион, обладающий ярко выраженным, исторически обусловленным стремлением к лидерству.
Население региона обладает верой в исключительность и особую "опорную" роль Свердловской области в России.
Предприниматели и инвесторы хотят и готовы вести бизнес на территории Свердловской области.
На основании отмеченных выше ключевых характеристик региона сформирован стратегический образ Свердловской области в 2030 году - регион-генератор высокотехнологичной продукции и инженерных идей, жители Свердловской области в 2030 году могут и знают, как реализовать свой потенциал на территории региона:
1) человеческий фактор обеспечивает ключевое конкурентное преимущество региона на российском и мировом рынках, формирует основу успешного создания и продвижения новых востребованных видов продукции и услуг;
2) инновационное мышление и дух предпринимательства, которые формируются внутри креативного класса, создают в "экономике знаний" большую часть добавленной стоимости;
3) каждый предприниматель имеет возможность реализовать свой потенциал в комфортной, прозрачной, гибкой и мобильной бизнес-среде;
4) инновационное развитие производства становится основным источником экономического роста, а применение социально ориентированных инноваций обеспечивает повышение качества жизни и расширение возможностей граждан.
Достижение стратегического образа Свердловской области в 2030 году гарантируется посредством достаточности и доступности всех групп ресурсов.
1. Доступность ресурсов, обеспечивающих конкурентную себестоимость производимых товаров, работ и услуг в традиционных отраслях экономики, соответствующих второму, третьему и четвертому технологическим укладам, их качественная трансформация в соответствии с мировыми трендами <1>.
________________
<1> Второй технологический уклад основан на применении энергии пара и угля; его основные отрасли - транспорт и черная металлургия. Третий технологический уклад основан на использовании электрической энергии; его основными отраслями являются тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, ориентированные на переход к автоматизированным системам производства. Четвертый технологический уклад базируется на энергии углеводородов; его основными отраслями являются автомобилестроение, цветная металлургия, нефтепереработка, производство синтетических полимерных материалов, ориентированные на массовое и серийное производство.
Развитию металлургии, ориентированной на производство продукции глубокой переработки, включая компоненты композиционных материалов, на основе энергоэффективных технологий с максимальным использованием местных природных минеральных запасов сырья и включением в переработку техногенных образований способствуют:
1) сохранение по ряду позиций достаточных запасов минерально-сырьевых ресурсов (железные руды, бокситы), высокий потенциал использования вторичных металлов и переработки накопленных техногенных образований;
2) наличие современных производственных мощностей и компетенций по выпуску продукции из сплавов на базе различных металлов (железо, титан, медь, алюминий и иные) с большой глубиной переработки для передовых и инновационных отраслей машиностроительного производства;
3) сформированный научно-образовательный комплекс, включающий ведущие технические университеты (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Уральский государственный горный университет" и иные), академические институты Уральского отделения Российской академии наук (институт металлургии, институт горного дела и иные), отраслевые научно-исследовательские и проектные организации (открытое акционерное общество "Уралмеханобр", открытое акционерное общество "Уралгипромез" и иные).
Развитию транспортно-логистической системы, ее превращению в многофункциональный мультимодальный транспортно-логистический комплекс способствуют:
1) выгодное географическое положение на стыке Европы и Азии, статус Екатеринбурга как третьего по величине транспортного узла России, через Свердловскую область проходит международный транспортный коридор "Транссиб", являющийся естественным продолжением панъевропейского транспортного коридора N 2 и связывающий Центральную Европу (Берлин) с Дальним Востоком (Владивосток/Находка) и далее с выходом на Китай (Пекин);
2) Екатеринбургский железнодорожный узел является транзитным узлом с большим объемом сортировочной и местной грузовой работы. Через него осуществляется движение большого количества пассажирских и пригородных поездов;
3) наличие уникальной инфраструктуры (включая наличие специализированных предприятий) и профессиональных кадров для технического обслуживания железнодорожного подвижного состава и авиасудов (в том числе широкофюзеляжных самолетов);
4) наличие развитой таможенной инфраструктуры;
5) наличие системы специальной профессиональной подготовки кадров в сфере управления транспортными и логистическими потоками, в том числе с использованием технологий управления большими базами данных;
6) наличие спроса на высокоскоростные виды транспорта ввиду значительности территории Свердловской области и наличие территориально удаленных крупных городов с численностью населения свыше 100 тыс. человек (Екатеринбург, Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский).
Развитию точного и высокотехнологичного машиностроения, приборостроения, робототехники способствуют:
1) высокий уровень концентрации машиностроительных и оборонных предприятий, занимающих значительную долю российского рынка и российского экспорта;