Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛИКВИДАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ (с изменениями на: 02.02.2015)

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА СНИЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Российским новейшим законодательством заложена основа для устранения административных барьеров в проектировании и строительстве. Наиболее значимые изменения произошли в следующих направлениях:

1. Переход от параллельности процедур проектирования и приобретения прав на землю к четкой последовательности действий - сначала приобретение прав на землю, а затем проектирование.

Устранена зависимость инвестора, вкладывающего деньги в проектирование, от отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка. Соответственно ликвидированы институты предпроектных работ (для инвестора) и получения разрешения на проектирование. При наличии правоустанавливающих документов на земельный участок инвестор вправе проектировать строительство в соответствии с собственными намерениями и публично установленными требованиями.

2. Публичность установления требований к проектированию.

Исключена потребность индивидуальных (коррупциогенных) переговоров инвесторов с контрольно-надзорными органами и организациями коммунального комплекса с целью получения исходных данных для проектирования. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации требования к проектированию должны устанавливаться публично в рамках деятельности по планировке территории. Требования к проектированию устанавливаются для земельных участков в рамках территориальной зоны и отображаются в градостроительных планах земельных участков - публичных документах, доступных каждому. Для вновь образуемых земельных участков такие требования должны быть сформированы до выставления этих участков на торги. Указанные требования включают в себя ограничения по назначению объекта строительства, его высотности, плотности застройки и другим параметрам.

3. Объединение всех видов экспертиз проектной документации в единую государственную экспертизу.

В соответствии с законодательством ликвидированы все виды ведомственных и специализированных экспертиз проектной документации (10 видов экспертиз) и сформирована система единой государственной экспертизы, которая проверяет соответствие проектной документации всем требованиям в сфере безопасности: строительной, санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической, промышленной, атомной, требованиям ГО и ЧС, охраны труда, сохранности объектов историко-культурного наследия и другим обязательным требованиям. Результатом государственной экспертизы является единое сводное заключение. Таким образом, многократно сократились временные и материальные затраты инвесторов на прохождение экспертиз.

4. Ликвидация института согласований проектной документации. Запрещено истребование не предусмотренных федеральным законодательством согласований проектной документации.

Все проблемы, которые раньше решались в процессе согласований проектной документации, в настоящее время должны решаться на этапе подготовки земельного участка к предоставлению и разработки градостроительных планов земельных участков.

5. Изменение статуса института выдачи разрешений на строительство.

В настоящее время разрешение на строительство является сугубо технологическим документом. При представлении полного комплекта документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны в десятидневный срок выдать разрешение на строительство. Отказ на основании нецелесообразности строительства является незаконным.

6. Ликвидация института выдачи разрешений на строительно-монтажные работы.

Указанный институт заменен извещением о начале строительства. Застройщик обязан за семь дней до начала строительства известить об этом органы государственного строительного надзора.

7. Объединение всех видов надзора при строительстве в единый государственный строительный надзор.

В настоящее время ликвидированы все виды ведомственных и специализированных надзоров при строительстве (включая пожарный, санитарно-эпидемиологический, экологический и др.) и сформирована система единого государственного строительного надзора. Для ввода объекта в эксплуатацию в целях подтверждения его соответствия всем требованиям безопасности требуется заключение единственного органа, осуществляющего государственный строительный надзор.

8. Ликвидация института приемочных комиссий объектов капитального строительства.

Указанный институт заменен институтом выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, которое, как и разрешение на строительство, является сугубо технологическим документом. При представлении полного комплекта документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны в десятидневный срок выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

9. Упрощение административных процедур для некоторых видов объектов капитального строительства.

Предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования.

Для строительства индивидуальных жилых домов, а также ряда иных объектов не обязательна разработка проектной документации, не требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора.