ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2010 года N 470
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЛИКВИДАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства РМ от 02.02.2015 N 41)
В целях сокращения административных барьеров в строительстве в Республике Мордовия Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Ликвидация административных барьеров в строительстве в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, исполнителям программных мероприятий обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать муниципальные программы, направленные на ликвидацию административных барьеров в строительстве.
4. Министерству экономики Республики Мордовия учесть в рекомендациях по формированию оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления выполнение муниципальными районами и городским округом Саранск мероприятий по ликвидации административных барьеров в строительстве в соответствующем муниципальном образовании Республики Мордовия.
5. Министерству строительства и архитектуры Республики Мордовия разработать и представить в Правительство Республики Мордовия систему мониторинга исполнения мероприятий по ликвидации административных барьеров в строительстве.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия Е.И.Дергунова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.ВОЛКОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЛИКВИДАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ БАРЬЕРОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства РМ от 02.02.2015 N 41)
Наименование программы | Республиканская целевая программа "Ликвидация административных барьеров в строительстве в Республике Мордовия" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия |
Разработчик Программы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия |
Исполнители мероприятий Программы | Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия; Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия; Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия; Государственное учреждение "Управление государственной экспертизы Республики Мордовия" |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | цели: улучшение инвестиционного климата в Республике Мордовия; увеличение объемов строительства, в том числе жилищного. Задачи: приведение законодательства Республики Мордовия в соответствие с федеральным законодательством и обеспечение его безусловного исполнения; формирование системы градостроительной документации в Республике Мордовия до 1 января 2012 г.; ускорение разработки и утверждения административных регламентов по исполнению функций и предоставлению государственных и муниципальных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных проектов; оптимизация процедуры проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий; оптимизация процедур формирования и предоставления земельных участков для строительства; совершенствование порядка выдачи разрешений на строительство; предупреждение и устранение злоупотреблений организаций коммунального комплекса и электросетевых компаний доминирующим положением на рынке при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществлении технологического присоединения к сетям вновь построенных или реконструированных объектов капитального строительства сокращение совокупности времени прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство; |
(абзац введен постановлением Правительства РМ от 02.02.2015 N 41) | |
сокращение количества процедур, необходимых для получения разрешений на строительство | |
(абзац введен постановлением Правительства РМ от 02.02.2015 N 41) | |
Срок реализации Программы | 2011 - 2015 годы |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы | завершение формирования системы градостроительной документации в Республике Мордовия в сроки, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации; функционирование в муниципальных районах и городском округе Саранск в Республике Мордовия информационных систем обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), базы данных которых содержат систематизированные сведения о территории, объектах социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, иные необходимые сведения для обеспечения выдачи разрешения на строительство; сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий до 45 дней; наличие утвержденных административных регламентов исполнения государственных и муниципальных функций и предоставления государственных и муниципальных услуг, непосредственно влияющих на ход реализации инвестиционно-строительных проектов; наличие в административных центрах муниципальных районов в Республике Мордовия и городском округе Саранск многофункциональных центров по оказанию муниципальных услуг в режиме "одного окна" |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | экономическая эффективность: 1. Активизация инвестиционного процесса в Республике Мордовия. 2. Сокращение сроков инвестиционного периода в строительстве на основе: обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления в Республике Мордовия, физических и юридических лиц оперативной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях использования территорий и объектов недвижимости, другой информацией, необходимой для градостроительной, инвестиционной, землеустроительной и иной хозяйственной деятельности; сокращения сроков и повышения качества обработки документов. 3. Привлечение инвестиций в жилищное строительство, коммунальное хозяйство, социальную, инженерную и транспортную инфраструктуры муниципальных образований в Республике Мордовия. Социальная эффективность: 1. Повышение доступности предоставления и качества результатов исполнения государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде. 2. Создание комфортных условий для потребителей услуг. 3. Определение сроков и последовательности действий (административных процедур) по предоставлению услуг, обеспечение прозрачности и качества деятельности государственных и муниципальных организаций, предоставляющих услуги. 4. Обеспечение публичности и открытости процесса предоставления государственных и муниципальных услуг |
Система организации управления и контроль за исполнением Программы | контроль за ходом реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы - Министерством строительства и архитектуры Республики Мордовия. Исполнители мероприятий Программы представляют разработчику Программы отчетные данные, в том числе: ежеквартальную пояснительную записку о фактическом исполнении программных мероприятий; годовой отчет о выполнении индикаторов оценки реализации Программы. |
Программа разработана в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина от 2 августа 2010 года N ВП-П9-5253, планом мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 982-р.
Программа направлена на реализацию комплекса правовых, финансово-экономических, организационно-технических, кадровых, научно-методических и иных мероприятий по ликвидации административных барьеров в Республике Мордовия и созданию предпосылок для улучшения инвестиционного климата и увеличения объемов жилищного и иного строительства в республике.
Экономический кризис не мог не отразиться на строительной отрасли Республики Мордовия: в 2009 году объем ввода жилья сократился по сравнению с уровнем 2008 года в целом по России на 6,5%, в том числе по Республике Мордовия на 2,65%. Тем не менее Правительству Республики Мордовия удалось избежать массового "замораживания" объектов и долгостроя.
На сегодняшний день показательны текущие тенденции увеличения объема строительства жилья за счет всех источников финансирования. За 9 месяцев 2010 года объем ввода жилья в Республике Мордовия увеличился по сравнению с уровнем соответствующего периода 2009 года с 140,8 тыс. кв. м до 152,5 тыс. кв. м, что составляет 108,3%.
В свою очередь, государство остается крупным покупателем жилья. Продолжают действовать программы по обеспечению жильем ветеранов, военнослужащих, других категорий граждан.
Очевидно, что в настоящее время складывается благоприятная ситуация для возобновления устойчивого роста в строительстве, оживления инвестиционной активности и запуска новых строек. Нельзя позволить, чтобы этот процесс тормозили чрезмерно усложненные бюрократические процедуры.
Российским новейшим законодательством заложена основа для устранения административных барьеров в проектировании и строительстве. Наиболее значимые изменения произошли в следующих направлениях:
1. Переход от параллельности процедур проектирования и приобретения прав на землю к четкой последовательности действий - сначала приобретение прав на землю, а затем проектирование.
Устранена зависимость инвестора, вкладывающего деньги в проектирование, от отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка. Соответственно ликвидированы институты предпроектных работ (для инвестора) и получения разрешения на проектирование. При наличии правоустанавливающих документов на земельный участок инвестор вправе проектировать строительство в соответствии с собственными намерениями и публично установленными требованиями.
2. Публичность установления требований к проектированию.
Исключена потребность индивидуальных (коррупциогенных) переговоров инвесторов с контрольно-надзорными органами и организациями коммунального комплекса с целью получения исходных данных для проектирования. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации требования к проектированию должны устанавливаться публично в рамках деятельности по планировке территории. Требования к проектированию устанавливаются для земельных участков в рамках территориальной зоны и отображаются в градостроительных планах земельных участков - публичных документах, доступных каждому. Для вновь образуемых земельных участков такие требования должны быть сформированы до выставления этих участков на торги. Указанные требования включают в себя ограничения по назначению объекта строительства, его высотности, плотности застройки и другим параметрам.
3. Объединение всех видов экспертиз проектной документации в единую государственную экспертизу.
В соответствии с законодательством ликвидированы все виды ведомственных и специализированных экспертиз проектной документации (10 видов экспертиз) и сформирована система единой государственной экспертизы, которая проверяет соответствие проектной документации всем требованиям в сфере безопасности: строительной, санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической, промышленной, атомной, требованиям ГО и ЧС, охраны труда, сохранности объектов историко-культурного наследия и другим обязательным требованиям. Результатом государственной экспертизы является единое сводное заключение. Таким образом, многократно сократились временные и материальные затраты инвесторов на прохождение экспертиз.
4. Ликвидация института согласований проектной документации. Запрещено истребование не предусмотренных федеральным законодательством согласований проектной документации.
Все проблемы, которые раньше решались в процессе согласований проектной документации, в настоящее время должны решаться на этапе подготовки земельного участка к предоставлению и разработки градостроительных планов земельных участков.
5. Изменение статуса института выдачи разрешений на строительство.
В настоящее время разрешение на строительство является сугубо технологическим документом. При представлении полного комплекта документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны в десятидневный срок выдать разрешение на строительство. Отказ на основании нецелесообразности строительства является незаконным.
6. Ликвидация института выдачи разрешений на строительно-монтажные работы.
Указанный институт заменен извещением о начале строительства. Застройщик обязан за семь дней до начала строительства известить об этом органы государственного строительного надзора.
7. Объединение всех видов надзора при строительстве в единый государственный строительный надзор.
В настоящее время ликвидированы все виды ведомственных и специализированных надзоров при строительстве (включая пожарный, санитарно-эпидемиологический, экологический и др.) и сформирована система единого государственного строительного надзора. Для ввода объекта в эксплуатацию в целях подтверждения его соответствия всем требованиям безопасности требуется заключение единственного органа, осуществляющего государственный строительный надзор.
8. Ликвидация института приемочных комиссий объектов капитального строительства.
Указанный институт заменен институтом выдачи разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, которое, как и разрешение на строительство, является сугубо технологическим документом. При представлении полного комплекта документов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны в десятидневный срок выдать разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
9. Упрощение административных процедур для некоторых видов объектов капитального строительства.
Предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется без предварительного согласования.
Для строительства индивидуальных жилых домов, а также ряда иных объектов не обязательна разработка проектной документации, не требуется прохождение государственной экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора.
Ключевой технологической цепочкой по практической реализации в Республике Мордовия уже принятых изменений законодательства по ликвидации барьеров в строительстве является:
создание актуальных цифровых топографических карт и планов всего ряда масштабов (1:100000, 1:25000, 1:10000, 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500) - пространственной основы документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования, землеустроительной документации;
принятие Схемы территориального планирования Республики Мордовия;
принятие схем территориального планирования муниципальных районов;
принятие генеральных планов городского округа Саранск, городских и сельских поселений;
принятие правил землепользования и застройки городского округа Саранск, городских и сельских поселений;
принятие проектов планировки территорий, включая проекты межевания и градостроительные планы земельных участков.
Вместе с тем для завершения этой работы до 1 января 2012 г. предстоит выполнить оставшийся объем работ, для чего следует активизировать мониторинг сроков подготовки и утверждения генеральных планов, а также правил землепользования и застройки поселений республики.
Кроме того, все застроенные территории и территории, планируемые для застройки, необходимо обеспечить полным комплектом документации по планировке, вплоть до градостроительных планов земельных участков. Необходимо свести к минимуму случаи предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием.
Задачи Программы - свести к минимуму административные, финансовые и другие издержки по всей цепочке - от бизнес-идеи до проекта объекта капитального строительства, ликвидировать барьеры, мешающие быстро, качественно и недорого строить.
План мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 года N 982-р, предусматривает как вышеуказанные мероприятия, так и дополнительные, на основе совершенствования законодательства, в том числе:
упрощение требований к документам территориального планирования;
упрощение процедур формирования и предоставления земельных участков;
проведение экспертизы проектной документации, упрощение процедур выдачи разрешений на строительство;
регулирование условий подключения объектов капитального строительства к электро- и инженерно-техническим сетям.
Законопроект N 369212-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования", представленный Правительством Российской Федерации, рассмотрен и принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с этим потребуется внесение изменений в республиканское законодательство по указанным вопросам, а, при необходимости, внесение изменений в документы территориального планирования независимо от стадии их готовности.
Важным новшеством в федеральном законодательстве является предложение в вышеуказанном законопроекте создания федеральной государственной географической информационной системы территориального планирования и требование к соответствующим исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления по размещению в указанной информационной системе проектов и утвержденных документов территориального планирования всех уровней.
Данное нововведение является эффективной мерой по ликвидации административных барьеров в строительстве.
В то же время реализация указанного требования является чрезвычайно сложной проблемой в нормативном правовом, финансовом, материально-техническом, кадровом плане.