Российская Федерация является многонациональным государством, что отражено в Конституции Российской Федерации. На территории России проживает 193 народа, в число которых входят не только представители коренных и малочисленных народов. Этнокультурный и религиозный факторы являются для многонациональной и поликонфессиональной России в первую очередь факторами национальной безопасности, что отражено в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года N 1666 (далее - Стратегия государственной национальной политики), в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400.
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 18.03.2022 N 98)
Сахалинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 100 национальностей.
Многонациональность региона никогда не являлась причиной напряженности в межэтнических отношениях. Исторически сложилось так, что в процессе совместного проживания и взаимодействия различных этнических общностей на территории Сахалинской области между народами складывались традиции взаимопонимания, веротерпимости и уважения.
В настоящее время актуальные потребности в социально-экономическом развитии Российской Федерации внесли серьезные коррективы в уклад жизни регионов. Потребности социально-экономического развития Дальневосточного региона обусловили процессы этнической миграции, прежде всего из среднеазиатских государств - бывших советских республик. Вследствие этого значительно увеличилось этнокультурное и конфессиональное разнообразие населения в Сахалинской области. Противоречивое влияние миграций связано с тем, что вместе с позитивными эффектами происходит рост численности незаконных мигрантов.
При взаимодействии принимающего сообщества и этнических мигрантов явным становится рост тревожности общественного сознания, распространяется этническая мигрантофобия, происходит формирование социальной напряженности, которая приобретает устойчивый характер и ведет к конфликтам. В таких условиях чрезвычайно актуальной становится проблема предупреждения проявлений межнациональных конфликтов в среде студенческой молодежи, у которой отсутствует личный позитивный опыт жизни в атмосфере интернациональной солидарности и дружбы народов, сложившейся в советский период.
По результатам проведенного в 2016 году социологического исследования, межнациональные и межконфессиональные отношения в Сахалинской области складываются благоприятно. Положительно оценивают межнациональные отношения 85% опрошенных, межконфессиональные отношения - 87,6%. Отрицательных оценок - 10,4% и 3,5% соответственно.
Как правило, негативные оценки межнациональных отношений чаще дает возрастная группа от 18 до 34 лет, собственники бизнеса, ИП, работники торговли и промышленности. Межконфессиональные отношения хуже других оценивают пенсионеры и люди с самыми низкими доходами.
Согласно результатам опроса, конфликты между людьми различных национальностей могут с наибольшей вероятностью возникнуть в сфере трудовых отношений, а конфликты между людьми разных религий - из-за нежелания людей других религий принимать русскую культуру.
Указанные социально-экономические трансформации послужили предпосылками к возникновению комплекса противоречий и проблем в сфере этноконфессиональных отношений в области.
В общественном сознании доминируют, а зачастую усиливаются многочисленные стереотипные негативные представления о взаимоотношениях представителей различных народов, проживающих в регионе. Это приводит к разобщенности людей разных национальностей, которые, являясь гражданами одного государства, не предполагают, в чем заключается их единство, не видят для себя общих целей и задач, социокультурных ориентиров.
Перечисленные проблемы служат факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в области, оказывающими препятствие для его динамичного социально-экономического развития.
В целях гармонизации межнациональных отношений и этнокультурного развития народов в регионе органами государственной власти области осуществляется поддержка некоммерческих организаций в решении вопросов этнокультурного развития народов и гармонизации межэтнических отношений, социальной и культурной адаптации мигрантов. Ежегодно проводится конкурс на право получения из областного бюджета субсидий на реализацию социально значимых проектов. На постоянной основе национальным общественным объединениям, религиозным организациям оказывается организационная и методическая поддержка в проведении национальных, религиозных праздников и мероприятий.
Одним из примеров взаимодействия органов государственной власти области и институтов гражданского общества является деятельность Сахалинского регионального отделения общероссийской организации "Ассамблея народов России".