Важными мерами противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, принимаемыми исполнительными органами государственной власти Владимирской области, явилась разработка и реализация соответствующих государственных программ, обеспечивших создание в регионе эффективно действующей системы профилактики.
Выполнение программных мероприятий позволило развить межведомственное взаимодействие, повысить роль органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы, расширить участие населения в профилактике и противодействии наркомании.
В рамках реализации программ противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту с 2005 по 2014 годы осуществлен целый ряд организационно-практических решений, направленных на совершенствование профилактики наркомании.
Начиная с 2005 года организован мониторинг наркоситуации в городских округах и муниципальных районах, ежегодно проводится месячник по борьбе с наркоманией, приуроченный к Международному дню борьбы против злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота. Для обеспечения скоординированных действий органов исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительных структур в 2007 году создана региональная антинаркотическая комиссия. Внедрены современные формы и методы работы по проведению первичной профилактики наркомании с участием учреждений, отвечающих за образование, здравоохранение, социальную защиту населения, культуру и спорт, молодежную политику. Аналогичные меры реализуются в территориях, где действуют муниципальные целевые программы.
Принятые меры способствовали повышению эффективности антинаркотической деятельности.
Благодаря принятым мерам показатель первичной заболеваемости наркоманией - количества впервые обратившихся за медицинской помощью - увеличился на 13% и составил 163 человека (АППГ - 142), свыше 80% из них - с синдромом зависимости от опиоидов. Наибольшее количество больных выявлено в гг. Владимире, Коврове, Вязниковском и Петушинском районах.
В 3 раза больше установлено потребителей с диагнозом преднаркомания (500 чел.), половина из них диагностирована впервые. Каждый второй потребитель выявлен среди лиц, привлеченных к административной ответственности. Только в 2013 году в 4,5 раза больше наркозависимых установлено на ранней стадии, в 2 раза больше лиц поставлено на учет для профилактического наблюдения и лечения. На 1 января 2014 года на учете состоял 1881 потребитель наркотических средств и психоактивных веществ, что на 22,9% больше, чем по итогам 2012 года, среди них 215 несовершеннолетних (11,4% от общего числа состоящих на учете).
В то же время в условиях высокой латентности наркомании на учет ставятся в основном лица, попавшие в поле зрения правоохранительных органов с уже сформировавшейся зависимостью от наркотиков. Не решена задача снижения их доступности.
Недостаточно эффективно осуществляется лечение больных, не созданы условия для социальной реабилитации и ресоциализации наркозависимых, которые обеспечивали бы устойчивую ремиссию и возвращение к полноценной жизни.
Разработка и принятие настоящей Государственной программы вызваны необходимостью последовательного укрепления многоуровневой системы профилактики наркомании и правонарушительства на этой почве на основе отечественного и зарубежного опыта, рекомендаций Государственного антинаркотического комитета, иных новейших разработок в науке и практике.
Настоящая Государственная программа ориентирована на совершенствование профилактики наркомании, пьянства, алкоголизма, особенно среди несовершеннолетних граждан, на снижение числа преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, на формирование системного подхода к вопросам реабилитации и ресоциализации наркопотребителей, укрепление межведомственного взаимодействия в работе.
Запланированные программные мероприятия полностью отвечают Стратегии социально-экономического развития Владимирской области, среди задач которой - формирование единой системы межведомственной профилактики наркомании, приостановление роста злоупотребления наркотиками и снижение заболеваемости наркоманией.
Выполнение указанных задач возможно на основе использования программно-целевого метода планирования, что позволит обеспечить проведение единой политики в организации борьбы с наркоманией, мобилизовать для этого целевые ресурсы, сконцентрировать усилия органов исполнительной власти (федеральных и региональных), местного самоуправления, правоохранительных структур, общественных и волонтерских организаций на приоритетных направлениях этой деятельности, а также достигнуть прогнозируемых значений показателей Государственной программы, указанных в таблице 1.