ПРИМЕРНАЯ МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗА ПОТРЕБНОСТИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В ВЕДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОБЛАСТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В КАЧЕСТВЕ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Положения настоящей методики распространяются на государственные услуги, включенные в ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении исполнительных органов государственной власти Мурманской области государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, и финансируемые за счет средств областного бюджета.
2. Мониторинг и прогноз потребности в предоставлении государственных услуг (далее - мониторинг и прогноз потребности) представляет собой систематический сбор и анализ информации об объемах фактически оказанных услуг и существующей потребности в них, а также оценку потребности в услугах на среднесрочный период.
3. Мониторинг и прогноз потребности проводится ежегодно главными распорядителями бюджетных средств.
4. Результаты мониторинга и прогноза потребности используются для следующих целей:
- формирование государственного задания для государственных учреждений на базе обоснованных объемов предоставления государственных услуг;
- определение объемов государственной услуги, оказываемой с привлечением негосударственных организаций;
- своевременное предоставление государственных услуг в объемах, необходимых для максимально полного удовлетворения потребностей получателей;
- планирование и обоснование бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания;
- формирование и актуализация государственных программ.
5. Мониторинг и прогноз потребности проводится по каждой государственной услуге, включенной в ведомственный перечень, отдельно. В случае единого контингента получателей государственной услуги и унифицированных подходов к ее оказанию результаты мониторинга и прогноза могут распространяться на несколько государственных услуг.
6. В целях мониторинга и прогноза потребности используются следующие понятия:
- объем услуги - количество единиц (в натуральном выражении) предоставленной (планируемой к предоставлению) государственной услуги;
- потребность в услуге - совокупный спрос на государственную услугу, выраженный количественно в натуральных показателях (число обращений);
- удовлетворенная потребность - спрос на государственную услугу, который фактически удовлетворяется при ее предоставлении;
- неудовлетворенная потребность - спрос на государственную услугу, который не удовлетворяется по причине недостаточности ресурсов (мощности, пропускной способности и т.д.) учреждений, по причине отказа потребителя от услуги после факта обращения или по иным причинам;
- латентная (скрытая) потребность - неосознанный спрос, основанный на существующей у физического или юридического лица необходимости, но не сформировавшийся в виде спроса на конкретную государственную услугу. Латентная потребность может быть определена как разность между общей численностью контингента получателей услуги и числом обратившихся за ее получением, умноженное на среднее число обращений одного получателя (при необходимости).
Потребность в государственной услуге представляет собой сумму удовлетворенной, неудовлетворенной и латентной потребности.
Величина удовлетворенной потребности равна объему предоставленных (планируемых к предоставлению) государственных услуг с учетом числа обращений.
7. На этапе мониторинга потребности в государственных услугах и объема фактически оказанных услуг анализируется ретроспективная динамика потребности в государственной услуге и ее объема.
В ходе мониторинга должны быть определены причины и факторы изменения (динамики) показателей объема государственной услуги и потребности в ней.
8. На основе результатов мониторинга (за предшествующий отчетному году период, отчетный и текущий годы) осуществляется прогнозирование потребности в государственных услугах и планирование объема оказываемых услуг на плановый (среднесрочный) период (далее - прогнозирование).
Прогнозирование должно учитывать влияние следующих факторов:
- реализация осуществляемых и планируемых к завершению в плановом периоде мероприятий, ведущих к изменению мощностных и (или) бюджетных возможностей при предоставлении государственной услуги;
- плановое увеличение/уменьшение мощностных возможностей по предоставлению государственной услуги в связи с проведением капитальных ремонтов и реконструкции, реорганизации или ликвидации учреждения;
- изменение социально-экономической ситуации в регионе;
- процессы естественного и механического прироста (убыли) населения, динамика структуры населения, ведущие к изменению численности потенциальных получателей услуги (контингента);