В условиях модернизации программного бюджета происходит трансформация задач органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
Предпосылки реформирования государственного финансового контроля и надзора:
При организации деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые достигаются посредством их использования.
Необходимо внедрить риск-ориентированное планирование контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. В ходе такого планирования определяется приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, устанавливается координация планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением государственных программ Мурманской области на всех этапах реализации - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности.
В процессе реализации государственных программ Мурманской области Контрольно-счетная палата Мурманской области обладает широкими полномочиями по анализу их формирования и выполнения на всех этапах, вправе проводить экспертизу проектов государственных программ Мурманской области, а в ходе реализации программ осуществляет аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности государственных программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Аудит эффективности предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, препятствующих их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов государственной власти с точки зрения результативности выполнения мероприятий государственных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Наряду с установленными бюджетными полномочиями по контролю Мурманская областная Дума в процессе рассмотрения и утверждения областного бюджета будет иметь возможность проведения комплексного анализа государственных программ Мурманской области с учетом представленных заключений Контрольно-счетной палаты Мурманской области по результатам экспертизы проектов государственных программ, аудита эффективности, полной и достоверной отчетности о реализации государственных программ.
В свою очередь Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области наделен полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Мурманской области. Проводимые им по данным вопросам контрольные мероприятия способствуют повышению финансовой дисциплины главных распорядителей средств областного бюджета при реализации программ. Кроме того, результаты такого контроля могут использоваться при оценке реальной эффективности программ и при принятии решений о внесении в соответствующие программы изменений и (или) дополнений.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий Комитетом государственного и финансового контроля Мурманской области проводится комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, который включает:
анализ осуществления внутреннего финансового контроля и аудита главными администраторами бюджетных средств;
анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий иных уполномоченных органов, а также главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета;
анализ представляемых данных о закупках.
Для реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
1. Разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий на региональном уровне требования к осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.
2. Оказывать методологическую поддержку осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита.
3. Обеспечить межведомственное взаимодействие между органами контроля различных уровней.
4. По результатам проведенных проверок и мониторинга закупок вносить предложения по совершенствованию эффективности контрольной деятельности в сфере внутреннего государственного финансового контроля.
Ожидаемыми результатами реализации принятых мер станет:
1. Повышение эффективности системы государственного финансового контроля и его ориентация на оценку эффективности бюджетных расходов.
2. Обеспечение получения оценки результатов программно-ориентированного бюджетирования в целом и на уровне каждой государственной программы в результате реализации полномочий по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ и применение указанной оценки при принятии управленческих решений.