Переход к формированию областного бюджета на основе государственных программ предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Мурманской области в части гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств.
Государственные программы Мурманской области становятся ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование, и основой для принятия решений о распределении принимаемых и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в профильной сфере деятельности.
Предпосылки реформирования процесса программного управления общественными финансами:
Разработка и утверждение государственных программ Мурманской области осуществляются в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития и трехлетнего бюджета. При этом сроки реализации государственных программ региона установлены в пределах 2020 года и требуют создания действенного механизма увязки стратегического и бюджетного долгосрочного планирования для сохранения сбалансированности финансовой системы региона в долгосрочном периоде.
Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития региона предполагает повышение финансовой самостоятельности и ответственности ответственных исполнителей государственных программ Мурманской области в сфере распределения (перераспределения) ресурсного обеспечения программных мероприятий. На текущий момент ответственные исполнители государственных программ фактически не имеют возможности влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками).
Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путем реализации следующих мероприятий:
1. Разработка бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период на основе проекта прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период, который позволит повысить обоснованность принимаемых решений, давая возможность всесторонне оценить их отдаленные последствия.
2. Нормативное закрепление полномочий ответственных исполнителей государственных программ Мурманской области (в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта закона об областном бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты) по распределению предельных объемов финансовых средств на реализацию государственных программ Мурманской области по подпрограммам, основным мероприятиям, соисполнителям и участникам государственных программ (возможно, с определенными ограничениями), разработка соответствующих критериев (механизмов) распределения <1>.
________________
<1> Выполнение данного мероприятия возможно при принятии соответствующих законодательных изменений на федеральном уровне.
Ожидаемыми результатами реализации принятых мер станут:
1. Нормативное регулирование интеграции в бюджетный процесс механизмов применения параметров долгосрочного бюджетного прогноза.
2. Формирование целостной системы бюджетного и стратегического планирования для достижения целей государственной политики на долгосрочный период.
3. Повышение финансовой самостоятельности и ответственности ответственных исполнителей государственных программ Мурманской области в ресурсном обеспечении приоритетных направлений развития региона.