Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ" ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2015)


12. Подпрограмма N 9 "Стимулирование использования газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры"

Наименование Подпрограммы

"Стимулирование использования газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры" (далее - Подпрограмма)

Исполнители Подпрограммы

Департамент жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
органы местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области

Цели и задачи Подпрограммы

Цель:
- расширение использования в Тюменской области природного газа в качестве моторного топлива.
Задачи:
- реализация мер, направленных на строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и иных объектов газомоторной инфраструктуры;
- формирование региональной нормативной правовой базы, стимулирующей расширение использование газомоторного топлива;
- реализация мер, направленных на увеличение количества транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива.

Сроки реализации
Подпрограммы

2015 - 2020 гг.

Целевые показатели Подпрограммы

1. Количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций в Тюменской области
2. Количество транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных в Тюменской области.


В последние годы объем потребления газомоторного топлива, под которым понимается компримированный природный газ (далее - КПГ) либо сжиженный природный газ (далее - СПГ), в мире неуклонно растет. Так, за последние пять лет объем потребления КПГ в мире увеличился в 3 раза, при этом совокупный среднегодовой темп прироста в среднем составил 27%.

Соответственно, мировой парк автомобилей, работающих на КПГ, ежегодно увеличивается на 25 - 30%. Согласно прогнозу Международного газового союза парк газобаллонного автотранспорта составит к 2020 году 50 млн. единиц, а к 2030 г. - более 100 млн. единиц. Сегодня в мире насчитывается уже более 20 тысяч автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (далее - АГНКС).

Метан является самым дешевым моторным топливом во всем мире, по оценке специалистов его запасов хватит как минимум на ближайшие 200 лет. Средняя цена 1 куб метра газомоторного топлива в России вдвое ниже стоимости одного литра дизельного топлива.

Газовые автомобили обычно дороже дизельных аналогов. В мире удорожание по автобусам составляет от 10 до 25%, по грузовикам и спецтехнике - от 15 до 80%. В России по автобусам картина примерно та же: газовые автобусы дороже дизельных на 10 - 20%, по спецтехнике удорожание составляет от 10 до 30%.

Однако, несмотря на более высокую стоимость, газовые автомобили окупаются быстрее дизельных аналогов и приносят больший доход. К примеру, газобаллонный самосвал "КАМАЗ" при равных условиях эксплуатации окупается на 2 месяца быстрее более дешевого дизельного аналога и приносит за 8 лет эксплуатации доход на 1,6 млн. рублей больше.

В настоящее время основным загрязнителем окружающей среды в городах является не промышленность, а автотранспорт. По данным экологов, на долю автотранспорта приходится 70 - 90% загрязнений воздушного бассейна городов. Например, при сжигании 1000 л жидкого нефтяного моторного топлива в воздух вместе с отработавшими газами выбрасывается 200 кг оксида углерода, 25 кг углеводородов, 20 кг окислов азота, 1 кг сажи и 1 кг сернистых соединений.

При анализе результатов исследований токсичности автомобилей с двигателями, работающими на газомоторном топливе (далее также - ГМТ), видно, что при использовании природного газа вместо нефтяного топлива выброс токсичных веществ в окружающую среду снижается приблизительно в 8 раз по оксиду углерода, по окислам азота - в 2 раза, по углеводородам - в 3 раза, по задымленности - в 9 раз, а образование сажи, свойственное дизельным двигателям, отсутствует.

Поскольку метан почти в 2 раза легче воздуха, при разгерметизации он сразу улетучивается, а не оседает, в отличие от других видов топлива. Метан не токсичен, не канцерогенен. Кроме того, нижние температурные и концентрационные показатели воспламенения у газов существенно выше, чем у бензина и дизельного топлива. За счет того, что газ находится в баллонах под давлением, исключается возможность попадания в них воздуха, необходимого для воспламенения или взрыва, в то время как в баках с бензином или дизельным топливом все время присутствует смесь их паров с воздухом. Газовые баллоны имеют многократный запас прочности и устанавливаются в наименее уязвимые места в автомобиле. В случае пожара баллоны, наполненные метаном, не взрываются - газ стравливается через специальные вставки и выгорает.

В качестве моторного топлива КПГ широко используется, прежде всего, в странах, имеющих собственные газовые месторождения и проводящих активную политику в сфере энергетической и экологической безопасности и экономической стабильности.

К таким странам-лидерам потребления КПГ в транспортном секторе относятся Пакистан, Аргентина, Бразилия, Индия, Китай и США. Россия занимает пока 16-е место по использованию газомоторного топлива.

В настоящее время в Российской Федерации на федеральном уровне активизированы процессы стимулирования перехода на использование КПГ в качестве газомоторного топлива.

Так, Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р, одним из перспективных направлений обозначено увеличение использования газа как моторного топлива с соответствующим развитием его рынка.

В целях развития рынка КПГ издано распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива".

На совещании 14 мая 2013 года Президентом Российской Федерации В.В.Путиным дан перечень поручений Правительству Российской Федерации по вопросу расширения использования газа в качестве моторного топлива (N Пр-1298). Во исполнение указанных поручений Правительством РФ разработан и утвержден Комплексный план мероприятий по расширению использования ГМТ до 2020 года (N 6819п-П9 от 14.11.2013) (далее - Комплексный план), который представляет собой комплекс правовых, экономических, организационных мер поддержки производства и использования природного газа в качестве моторного топлива. В соответствии с пунктом 1.5 Комплексного плана субъектам Российской Федерации (далее - субъекты РФ) рекомендовано разработать региональные программы по стимулированию использованию природного газа в качестве моторного топлива.

Ключевым фактором, ограничивающим использование газомоторного топлива в Тюменской области, является наличии в Тюменской области только одной АГНКС. С целью развития рынка газомоторного топлива между Правительством Тюменской области и ООО "Газпром газомоторное топливо" 01 сентября 2015 года заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива.

В рамках соглашения ООО "Газпром газомоторное топливо" обеспечивает строительство объектов газомоторной инфраструктуры за счет собственных инвестиций, их эксплуатацию, а также переоборудование техники для работы на природном газе. Правительство Тюменской области оказывает организационное содействие при предоставлении земельных участков, принимает меры, способствующие приобретению транспорта, использующего природный газ в качестве топлива и переводу транспорта на данный вид топлива.

Реализация подпрограммы "Стимулирование использования газомоторного топлива и развитие газозаправочной инфраструктуры" будет способствовать достижению следующих приоритетов социально-экономического развития региона:

- повышение конкурентоспособности региональной экономики;

- улучшение экологической ситуации в Тюменской области;

- стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности;