Наименование Подпрограммы | "Информационное обеспечение, пропаганда и повышение уровня грамотности по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности" (далее - Подпрограмма) |
Исполнители Подпрограммы | Исполнительные органы государственной власти Тюменской области, |
Цели и задачи Подпрограммы | Цели: |
Сроки реализации Подпрограммы | 2015 - 2020 гг. |
Целевые показатели Подпрограммы | 1. Удельные расходы энергетических ресурсов и воды в бюджетных учреждениях. |
Формирование бережливой модели поведения направлено на стимулирование позитивного общественного мнения о необходимости энергосбережения и повышения энергетической эффективности и планируется путем проведения комплекса мероприятий для различных целевых групп.
Реализация основных положений действующего законодательства об энергосбережении и формирование энергосберегающего образа жизни невозможны без соответствующей пропаганды.
Пропаганда энергосбережения подразумевает под собой решение целого ряда взаимоувязанных задач. Прежде всего, это информационное обеспечение энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие решений, о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. При этом адаптированная информация должна быть адресована в разные сферы:
- крупным промышленным потребителям;
- работникам ресурсоснабжающих и сетевых организаций;
- муниципальным образованиям;
- управляющим компаниям;
- бытовым потребителям и пр.
Успешная реализация программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности возможна лишь при заинтересованности и сознательном активном участии в ее реализации максимального числа производителей и потребителей энергоресурсов, а также руководителей, ответственных за принятие стратегических решений в экономике.
Механизмы воздействия пропаганды:
1. Средства массовой информации: телевидение, радио, газеты, журналы. Одним из мощных каналов влияния на аудиторию является телевидение. Его можно использовать для проведения тематических телепередач, информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения и повышения энергетической эффективности, о выдающихся достижениях, в том числе зарубежных, в этой области, а также в рекламных целях.
2. Использование рекламных площадей (перетяжки, щиты, транспорт). Эти виды воздействия должны быть ориентированы на соответствующие социальные группы. Например, реклама на общественном транспорте должна быть ориентирована на людей со средним достатком, и пропаганда должна быть построена на стимуле экономии собственных средств. Реклама на щитах вдоль дорог должна быть ориентирована на другую социальную группу - автовладельцев, т.е. быть максимально короткой и образной, и содержать посыл на обращение за дополнительной информацией (например, по "горячей" телефонной линии или на сайте программы).
3. Использование информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Это должны быть как официальные сайты, так и неофициальные сайты, уже пользующиеся доверием пользователей.
4. Использование печатной продукции (листовок, буклетов, брошюр). Например, подготовка и издание брошюры для жителей (доставка в почтовые ящики), содержащей сведения о возможностях экономии и снижения платежей, требований законодательства и запретов, гарантий для жителей и объяснений, что они могут требовать, советов, справочной информации, телефонов, куда обращаться, рекомендаций, как выбирать бытовые приборы, их маркировка и т.д.
5. Агитационная работа на предприятиях, организациях и учреждениях: разъяснительная работа с персоналом, оформление помещений плакатами и табличками о необходимости экономии энергоресурсов, о выключении света, закрытии окон, входных дверей и пр.
11.1. Пропаганда в бюджетной сфере.
В учреждениях здравоохранения наиболее энергоемкую группу составляют электротермические установки для дезинфекции и стерилизации (автоклавы, сушильные шкафы, стерилизаторы, дистилляторы) - от 10% до 40% электропотребления, холодильное оборудование - 5 - 10%, освещение - 30 - 60%, вентиляция и кондиционирование - 10 - 20%. Номенклатура медицинского электрооборудования непрерывно расширяется. Это приводит к тому, что мощность нагрузки и электропотребление медицинских учреждений непрерывно возрастают.
В дошкольных учреждениях наиболее мощными потребителями электроэнергии являются электротермические установки пищеблоков. Освещение составляет от 10% до 15% от общего объема электропотребления.
Образовательными учреждениями расход электрической энергии делится на освещение (50 - 70%), работа электродвигателей (10 - 30%), различные нагревательные установки (кипятильники, электрические плиты и т.д.), потребляющие от 10% до 20%, информационно-компьютерная техника (ИКТ) до 10%, различные лабораторные стенды.
Потребление тепловой энергии можно разделить на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию. При этом на отопление приходится 55 - 70%, а на вентиляцию 30 - 45% в зависимости от типа здания.
Административные учреждения имеют аналогичное распределение тепловой и электрической энергии (электроэнергии: освещение (40 - 60%), работа электродвигателей (10 - 30%), различные нагревательные установки (электрические плиты, кипятильники, электрокамины и т.д.) потребляющие от 20% до 40%, ИКТ от 10 - 20%; по тепловой энергии - отопление 70 - 85%, вентиляция 15 - 30%).
Целесообразно разработать комплекс мер по пропаганде энергосбережения и повышения энергоэффективности, который позволит сформировать энергоэффективное поведение работников и посетителей, а также обеспечит информацией о новейших энергоэффективных технологиях и оборудовании, методах и способах сбережения используемых энергетических ресурсов и воды.
Лимитирование энергопотребления и стимулирование к ресурсосбережению приведут к реальному снижению их потребления только в случае выполнения нескольких обязательных условий:
- информационное обеспечение руководителей, ответственных за принятие стратегических и инвестиционных решений;
- информация о наличии энергосберегающих технологий и возможности их применения;