Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ" ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 30.12.2015)


9. Подпрограмма N 6 "Энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов на транспорте"

Наименование Подпрограммы

"Энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов на транспорте" (далее - Подпрограмма)

Исполнители Подпрограммы

Главное управление строительства Тюменской области,
органы местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области

Цели и задачи Подпрограммы

Цель:
- сокращение эксплуатационных издержек в сфере автомобильного транспорта, повышение качества и безопасности транспортных услуг.
Задачи:
- рациональное использование моторного топлива, внедрение систем мониторинга и контроля его расходов;
- расширение использования альтернативных видов моторного топлива, в том числе природного газа.

Сроки реализации Подпрограммы

2015 - 2020 гг.

Целевые показатели Подпрограммы

1. Удельный вес общественного пассажирского транспорта, использующего природный газ в качестве моторного топлива, в общем количестве автотранспортных средств общественного пассажирского транспорта.
2. Количество транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, зарегистрированных в Тюменской области.


Тюменская область обладает развитой транспортной инфраструктурой, дающей возможность динамичного развития бизнеса на ее территории. Особенность географического и экономического положения Тюменской области заключается в том, что она граничит с важнейшими экономическими районами - Уралом и Центральной Сибирью. Соседство с Республикой Казахстан способствует развитию международных отношений.

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Тюменской области. Они связывают обширную территорию области, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских поселений, во многом определяют возможности развития Тюменской области, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения транспортных издержек и затрат времени на перевозки.

Значение автомобильных дорог постоянно растет в связи с изменением образа жизни людей, превращением автомобиля в необходимое средство передвижения, значительным повышением спроса на автомобильные перевозки в условиях роста промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличения объемов строительства, расширения международной торговли и развития сферы услуг.

Автомобильный транспорт является основным перевозчиком грузов на небольшие расстояния при обеспечении розничной торговли, промышленности, строительства и сельского хозяйства.

Пассажирское обслуживание населения Тюменской области осуществляется 57 автотранспортными организациями различных организационно-правовых форм собственности.

Автобусный парк, задействованный на регулярных маршрутах, по состоянию на начало 2014 года насчитывает 2 251 единицу, в том числе частной собственности - 1 687 ед., муниципальной - 253 ед., областной - 511 единиц.

По состоянию на 01.01.2015 в областной собственности 154 автобуса имеют срок эксплуатации более 10 лет. Средний износ парка подвижного состава в настоящее время составляет 87%. Для обновления парка подвижного состава в соответствии с анализом его технического состояния по срокам эксплуатации пассажирским автотранспортным организациям области необходимо ежегодно приобретать порядка 40 автобусов большого класса.

Обновление автобусного парка осуществляется в основном за счет средств областного бюджета. Организации не имеют возможности самостоятельно приобретать подвижной состав. В связи с этим действует порядок субсидирования автотранспортных организаций (постановление Правительства Тюменской области от 24.07.2007 N 167-п "Об утверждении порядка субсидирования транспортных организаций"), осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования, которое позволяет пассажирским автотранспортным организациям самостоятельно приобретать подвижной состав в целях обновления парка. Субсидии организациям предоставляются на компенсацию части расходов по приобретению нового транспорта, в том числе по договору финансовой аренды (лизинга) либо с использованием заемных средств, а также на компенсацию части процентной ставки по кредитам.

За 2012 - 2015 годы размер субсидий транспортным организациям на компенсацию части расходов по приобретению нового транспорта составил 90 тыс. рублей (2012 год - 24 949,98 тыс. рублей, 2013 год - 24 999,85 тыс. рублей, 2014 год - 24 250 тыс. рублей, 2015 год - 15 800 тыс. рублей), что позволило перевозчикам приобрести 101 транспортную единицу.

Кроме того, в муниципальных районах и городских округах Тюменской области используется 312 единиц коммунальной техники, в том числе ассенизаторские машины и мусоровозы. На сегодняшний день существует потребность в 93 единицах указанной техники с целью обеспечения бесперебойного оказания услуг по вывозу жидких и твердых бытовых отходов на территориях муниципальных образований региона.

Одной из мер в сфере ресурсосбережения, в частности, сокращения объемов использования моторного топлива, является внедрение систем мониторинга и контроля расхода моторного топлива.

По имеющейся информации указанные системы позволяют сэкономить порядка 30% финансовых средств, предусмотренных на эксплуатационные расходы. Системы мониторинга и контроля обеспечивают возможность осуществлять эффективный контроль за использованием транспортных средств, оптимально планировать и соблюдать графики и маршруты движения, а также исключают нецелевое применение транспорта и его неоправданные простои.

В настоящее время в регионе реализуется региональная целевая программа "Использование технологий ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического и инновационного развития Тюменской области".

По состоянию на 01 октября 2014 года 2 302 единицы транспортных средств, в том числе общественный пассажирский автотранспорт, оснащены бортовыми устройствами ГЛОНАСС.

Кроме того, на территории региона существуют диспетчерские центры в количестве 31 единицы, осуществляющие непосредственный контроль за движением транспорта.

Вместе с тем, приоритетным направлением в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности на транспорте определен перевод транспортных средств на использование природного газа, газовых смесей, сжиженного углеводородного газа в качестве моторного топлива.

В целях реализации Комплексного плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива, утвержденного Правительством Российской Федерации, в рамках реализации государственной программы Тюменской области в сфере транспорта предусмотрены мероприятия, нацеленные на приобретение общественного автомобильного транспорта, работающего на газомоторном топливе.

Для достижения к 2020 году показателей использования природного газа в качестве моторного топлива на общественном автомобильном транспорте и транспорте дорожно-коммунальных служб: в городах с численностью населения более 300 тыс. человек - до 30 процентов общего количества единиц техники, в городах и населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. человек - до 10 процентов общего количества единиц техники, установленных пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 767-р "О регулировании отношений в сфере использования газомоторного топлива", необходимо обновить 432 автобуса большого класса (г. Тюмень - 418, г. Тобольск - 14), на транспортные средства, использующие в качестве газового моторного топлива метан.

Реализация мероприятий по обновлению парка автотранспортных средств общественного назначения запланирована в рамках государственной программы Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры" до 2020 года.