Достижение показателей цели и показателей задач зависит от степени влияния рисков воздействия внешних (не зависящих от ответственного исполнителя и соисполнителей Программы) факторов, влияющих на достижение плановых значений показателей и оказывающих негативное воздействие на реализацию цели государственной программы.
С высокой вероятностью возникновения и тяжестью последствий являются риски, связанные с возникновением экстремальных природных ситуаций (например, высокий уровень горения лесов вследствие неблагоприятных погодных условий), требующих применения мер экстренного реагирования, введения особых режимов, незапланированного увеличения объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования для их осуществления. Для смягчения последствий таких рисков разрабатываются специальные планы реагирования (что обеспечивает оперативное принятие управленческих решений) и создаются резервы как материально-технических, так и финансовых ресурсов на региональном и федеральном уровнях.
Достаточно серьезными (вследствие умеренно высокой вероятности возникновения и тяжести последствий) являются риски, связанные со вспышками массового размножения вредных организмов. Такие ситуации требуют применения мер реагирования, незапланированного увеличения объемов работ по локализации и ликвидации очагов вредных организмов и необходимости привлечения дополнительного финансирования для их осуществления. Для смягчения последствий таких рисков необходима разработка специальных планов реагирования (что обеспечит оперативное принятие управленческих решений) и создание резервов как материально-технических, так и финансовых ресурсов.
К этой же группе относятся риски, связанные с социально-экономическими факторами, в том числе неблагоприятная экономическая ситуация на рынке лесной продукции, недостаточность местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, а также пассивное сопротивление отдельных граждан и общественных организаций проведению мероприятий Программы. Для снижения вероятности и тяжести последствий этой группы рисков необходимо совершенствование планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирование договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений. Риски пассивного сопротивления юридических и физических лиц требованиям лесного законодательства при использовании лесов, их охране, защите и воспроизводству, ухудшение социально-экономической обстановки и увеличение количества лесонарушений носят локальный характер и могут быть устранены в процессе принятия управленческих решений, а также посредством широкого привлечения общественности к решению вопросов планирования лесного хозяйства путем активного межведомственного взаимодействия различных ветвей органов государственной власти.
Основные причины, препятствующие развитию отрасли, и меры предотвращения таких рисков:
- недостаточная сеть лесовозных дорог тормозит плановое ведение лесозаготовительной и лесохозяйственной деятельности на арендуемых лесных площадях, включающее в себя соблюдение плана рубок леса, посадок, ухода за молодняками, охрану лесных территорий; не способствует обеспечению ритмичной загрузки сырьем деревообрабатывающих предприятий, препятствует реализации стратегических планов развития, увеличению объемов производства, созданию новых рабочих мест, организации глубокой переработки древесины, утилизации отходов.
С 2007 по 2015 годы арендаторами лесных участков построено и эксплуатируется более 130 км лесовозных дорог круглогодичного действия. Арендаторами лесных участков при разработке проектов освоения лесов планируются мероприятия по созданию лесной инфраструктуры (лесная дорога). Департаментом поддерживается инициатива создания лесной инфраструктуры.
Ежегодно Департаментом (в рамках доведенного ГБУ ТО "Тюменская авиабаза" государственного задания) и арендаторами лесных участков выполняются работы по строительству дорог противопожарного назначения. В 2016 году построено больше 39 км таких дорог, 2017 - 35 км.
- недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров замедляет процессы внедрения передовых, современных технологий в лесной сектор, что в свою очередь негативно отражается на темпах роста объемов производства всего лесопромышленного комплекса, а также угрожает реализации инвестиционных проектов отрасли.
На базе ГАПОУ ТО "Тюменский лесотехнический техникум" для работы в лесопромышленном комплексе региона готовят специалистов со средним профессиональным образованием. Программы подготовки специалистов для лесопромышленного комплекса Тюменской области составляются по запросам предприятий. Образовательным учреждением заключаются двухсторонние соглашения о сотрудничестве с ведущими предприятиями лесопромышленного комплекса, предусматривающие возможность проведения лабораторно-практических работ, учебной и производственной практики, стажировки преподавателей и дальнейшее трудоустройство выпускников.
В ГАПОУ ТО "Тюменский лесотехнический техникум" создан Многопрофильный центр прикладных квалификаций (МФЦПК), в котором ведется работа по подготовке и переподготовке квалифицированных работников для предприятий лесного комплекса региона. Департамент лесного комплекса Тюменской области ежегодно в данный центр направляет сотрудников подведомственных организаций для повышения квалификации.
- недостаток мощностей по переработке низкотоварной древесины сдерживает развитие арендных отношений и тормозит комплексное освоение расчетной лесосеки.
С целью содействия развитию мощностей по переработке низкотоварной древесины принят Закон Тюменской области от 09.11.2011 N 78 "О мерах по развитию лесопромышленного комплекса в Тюменской области".
Для стимулирования увеличения объемов использования низкотоварной древесины и отходов древесного сырья, в том числе в коммунальной и промышленной энергетике, Правительством Тюменской области созданы условия для развития лесного бизнеса, оказывается финансовая помощь в создании новых и модернизации существующих производств для увеличения выпуска заказных, специфицированных, сухих пиломатериалов экспортного назначения, а также строганых погонажных деталей и клееных изделий, ориентированных на внутренний и внешний рынки.
В рамках Постановления Правительства Тюменской области от 07.05.2007 N 105-п "О порядках отбора субъектов деятельности в сфере промышленности, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков на получение поддержки" осуществляется государственная поддержка предприятий лесопромышленного комплекса, в том числе при приобретении оборудования, используемого в коммунальной и промышленной энергетике для переработки древесных отходов с целью увеличения объемов использования низкотоварной древесины. Основными мерами государственной поддержки являются субсидирование части затрат по кредитам и лизингу оборудования.
Отдельным направлением переработки низкотоварной древесины является развитие тепловой и электрической генерации на древесных отходах. Это один из эффективных в настоящий момент подходов в энергетике. Конкурентоспособность использования древесных отходов и некондиционной древесины на энергетические цели на внутреннем рынке будет только повышаться, особенно по мере постепенного выравнивания внутренних и мировых цен на традиционные энергоресурсы (нефть, мазут, газ). Предприятиями Тюменской области реализованы проекты по строительству и эксплуатации более 10 котельных, использующих в качестве топлива отходы деревообработки. ООО "Тюменский фанерный завод" в 2015 году ввел первые в регионе мощности по генерации электроэнергии.
В регионе организовано производство древесных топливных гранул - пеллетов. Таким образом, созданы предпосылки для развития биоэнергетического рынка.
Вместе с тем, в регионе имеются большие запасы низкосортной древесины, создается достаточно большое количество отходов, образуемых в процессе деревообработки, поэтому создание новых мощностей по переработке отходов и низкосортной древесины крайне востребовано.