(с изменениями на 6 марта 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ярославской области от 17.08.2017 N 651-п, от 06.03.2018 N 132-п)
В целях реализации государственных полномочий по защите семьи, материнства, отцовства и детства, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию семейной политики Ярославской области на период до 2025 года (далее - Концепция).
2. Органам исполнительной власти Ярославской области:
- организовать работу по реализации Концепции;
- при формировании программ учитывать приоритетные направления семейной политики Ярославской области, определенные Концепцией.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области руководствоваться положениями Концепции при осуществлении деятельности, направленной на повышение уровня благосостояния семей, поддержку, укрепление и защиту семьи, семейных ценностей и семейного образа жизни, создание условий для успешного выполнения семьей своих основных функций, содействие процессам социальной интеграции всех типов семей.
4. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области совместно со структурными подразделениями аппарата Правительства области и иными органами исполнительной власти Ярославской области разработать проекты:
- плана мероприятий по реализации Концепции на 2015 - 2018 годы - до 31 августа 2015 года;
- плана мероприятий по реализации Концепции на 2019 - 2025 годы - до 31 декабря 2018 года.
5. Органам исполнительной власти Ярославской области и структурным подразделениям аппарата Правительства области при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий в рамках действующих программ, обеспечивающих реализацию Концепции.
6. Управлению массовых коммуникаций Правительства области осуществлять информационное сопровождение реализации Концепции.
7. Управлению по социальной и демографической политике Правительства области осуществлять координацию действий по реализации Концепции.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы здравоохранения, труда и социальной защиты, семейной и демографической политики.
(п. 8 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 06.03.2018 N 132-п)
9. Постановление вступает в силу с момента его подписания.
Губернатор области
С.Н.ЯСТРЕБОВ
КОНЦЕПЦИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Семья - основа развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальный институт рождения и воспитания детей, поддержка для пожилых людей. Семья представляет безусловную ценность в жизни каждого человека, это естественная среда для развития и благополучия всех ее членов. Укрепление в общественном сознании значения семейного образа жизни как одной из основных национальных ценностей, государственная поддержка семьи как наиболее естественной, благоприятной и безопасной среды для ребенка, улучшение качества жизни семей - основные стратегические задачи Российской Федерации.
Современная демографическая и социально-экономическая ситуация требует структурированного, межсекторального и скоординированного подхода к формированию семейной политики. Назрела необходимость совершенствования существующей системы социально-экономической поддержки и правовой защищенности семей, улучшения качества их жизни. При этом семья должна стать не только объектом государственной поддержки и помощи, но и равноправным субъектом взаимодействия с обществом, а отношения между семьей и обществом - отношениями взаимной ответственности.
Концепция семейной политики Ярославской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей и задач, а также содержит важнейшие направления, механизмы, этапы и ожидаемые результаты реализации.
Концепция реализуется во взаимосвязи с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, приоритетными национальными проектами, а также Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, Концепцией демографического развития Ярославской области до 2015 года, Стратегией действий в интересах детей Ярославской области на 2012 - 2017 годы.
Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и комплексов мер, направленных на поддержку семьи и развитие семейной политики в регионе.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в Ярославской области насчитывалось 152807 домохозяйств, имеющих в своем составе детей младше 18 лет, в том числе домохозяйств с одним ребенком - 111079, с двумя детьми - 35974, с тремя и более детьми - 5754. Домохозяйства, имеющие в своем составе несовершеннолетних детей, составляют 40,8 процента от общего количества домохозяйств.
Из общего числа семей с несовершеннолетними детьми 77 процентов являются полными семьями.
Статистика семейно-брачных отношений в Ярославской области характеризуется уменьшением числа заключенных браков и увеличением числа разводов. За последние пять лет наблюдается отрицательная динамика соотношения регистрируемых браков и разводов (в 2010 году на 1000 браков приходилось 543 развода, в 2013 году - 584 развода).
Наблюдается постепенное снижение доли детей, рожденных вне зарегистрированного брака, в общем числе рождений: с 24,8 процента в 2010 году до 22,3 процента к концу 2013 года.
С 2000 по 2013 годы в Ярославской области наблюдался рост рождаемости. В 2013 году число родившихся увеличилось более чем на 58 процентов по сравнению с 1999 годом и составило 15325 человек. Доля повторных рождений у женщин Ярославской области увеличилась с 36 процентов в 2006 году до 51,1 процента в 2013 году. В структуре многодетных семей 82 процента - семьи с тремя детьми.
Одной из тенденций, проявившихся в последние годы, является формирование установок на откладывание рождения детей и, как следствие, увеличение возраста матерей. На сегодняшний день наибольший уровень рождаемости приходится на возрастную группу женщин в возрасте 25 - 29 лет (36,1 процента).
Суммарный коэффициент рождаемости в области в 2013 году достиг 1,635.
Позитивные изменения в динамике рождаемости в последние годы связаны с реализацией мер как федеральной (материнский капитал, увеличение размера федеральных пособий), так и региональной семейно-демографической политики (введение новых мер социальной поддержки семей с детьми, увеличение размера пособий семьям, имеющим детей, расширение круга получателей пособий, финансируемых из областного бюджета, предоставление семьям права на жилищные субсидии).
В Ярославской области также отмечается динамика снижения младенческой смертности. В возрасте до 1 года в 2013 году умерло 120 детей. Показатель младенческой смертности составил 7,8 на 1000 родившихся живыми (в 2012 году - 8,3 на 1000 родившихся живыми).
С 2009 года в регионе число родов превышает число абортов. В 2012 году на 100 родов пришлось 70,6 аборта, в 2013 году этот показатель составил 65,7. В среднем удается сохранить около 6 процентов беременностей у женщин, решивших прервать наступившую беременность (по итогам 2013 года - 159 беременностей).
В Ярославской области проводится планомерная и целенаправленная работа по профилактике отказов от новорожденных детей в акушерских стационарах области. В последние годы отмечается отчетливая тенденция к снижению отказов от новорожденных. В 2009 году зарегистрировано 102 отказа от новорожденных в лечебно-профилактических учреждениях области, что составило 7,1 на 1000 новорожденных детей, в 2012 году этот показатель составил 3,5 на 1000 новорожденных. На базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Областной перинатальный центр" организовано структурное подразделение психолого-социальной службы по профилактике отказов от новорожденных детей в акушерских стационарах области.
В течение последних лет в Ярославской области наблюдается увеличение ожидаемой продолжительности жизни. В 2013 году она составила 70,45 года. Эта тенденция стала возможной благодаря комплексу мер, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, в том числе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", региональной программы модернизации системы здравоохранения.
Социально-экономическое положение семей зависит от состава семьи, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и других факторов, влияющих на жизнедеятельность членов семьи.
В последние годы в Ярославском регионе наблюдается положительная тенденция улучшения уровня и качества жизни населения.
Так, в 2013 году среднедушевые денежные доходы населения области составили 20699 рублей в месяц (в 2010 году - 14491 рублей). Величина прожиточного минимума в 2013 году в среднем на душу населения в месяц составила 6571 рубль (2010 год - 5075 рублей). Среднедушевой доход населения области больше величины прожиточного минимума в 3,14 раза.
Но, несмотря на рост среднедушевого дохода населения, наблюдается ухудшение уровня жизни семей, возникающее после рождения детей. Так, располагаемые ресурсы домохозяйств, имеющих в своем составе детей в возрасте до 16 лет, при наличии одного ребенка составили в 2013 году в среднем 13715 рублей на члена домохозяйства в месяц, при наличии двух детей - 9893 рубля.
В целях оказания финансовой помощи семьям с детьми в области предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с действующим региональным законодательством.
На территории Ярославской области производятся денежные выплаты 23 видов, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, и предоставляются услуги, направленные на поддержку семьи и детей.
В целях оказания дополнительной финансовой помощи нуждающимся семьям при рождении в семье третьего ребенка и последующих детей с 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" введена новая мера социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты. В 2013 году данная выплата была назначена 1402 детям.
Многодетные семьи представляют собой особую группу риска бедности. Региональный семейный капитал, ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей, ежемесячное пособие на ребенка многодетным семьям, ежемесячное пособие на детей из социально благополучных многодетных семей, в которых родилось одновременно двое и более детей, либо семей, воспитывающих пять и более детей, выплачиваются независимо от получения семьей статуса малоимущей. Это выплаты, направленные на поддержку многодетной семьи, повышение ее уровня жизни именно в тот сложный период, когда мать ребенка занята уходом за ребенком и не может работать.
Также в целях повышения уровня и качества жизни, развития трудового потенциала семей, повышения социальной ответственности получателей помощи малоимущим семьям с детьми предоставляется социальная помощь на основе социального контракта. Всего за 2012 и 2013 годы было заключено 283 социальных контракта. Развитие государственной социальной помощи семьям, предоставляемой на основании социального контракта, должно привести к увеличению числа семей, получающих данный вид помощи, который способствует выходу семьи на путь самообеспечения.
В настоящее время актуальными для многих семей области являются вопросы, связанные с трудоустройством. За 2012 год государственную услугу содействия в поиске подходящей работы в органах службы занятости населения области получили более 6300 женщин, имеющих несовершеннолетних детей. Более 60 процентов из них трудоустроились, в том числе на вакансии с особым режимом работы (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя, гибкий режим работы, посменная работа). В 2013 году численность женщин, имеющих несовершеннолетних детей и обратившихся в органы службы занятости населения за получением государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, сократилась на 13 процентов и составила 5500 человек.
Дополнительно в регионе осуществляется профессиональное обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Разработан комплекс мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.