В Республике Коми осуществляется планомерная работа по решению задач, направленных на повышение доверия граждан к правоохранительным органам, усиление борьбы с незаконным оборотом наркотических средств организованными преступными группировками, многоуровневую профилактику, укрепление взаимодействия правоохранительных органов с органами власти республики.
За 2012 год количество зарегистрированных в органах внутренних дел по Республике Коми преступлений увеличилось на 1,9% (с 17247 до 17581): количество преступлений против личности увеличилось на 2,7% (с 5252 до 5395), количество преступлений против собственности снизилось на 0,7% (с 8794 до 8732), количество зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений снизилось на 7,0% и составило 19,2% от общего числа зарегистрированных преступлений.
В результате проделанной работы удалось добиться снижения как общего количества зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, - на 5,6% (с 877 до 822), так и количества тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных подростками, - на 5,1% (с 175 до 166).
Удельный вес подростковой преступности снизился на 0,1% и составил 6,7%.
Отмечается снижение количества зарегистрированных краж (-4,2%), грабежей (-2,2%), совершенных несовершеннолетними.
На 12,9% снизилось количество несовершеннолетних - участников преступлений (с 884 до 770), в том числе среди учащихся образовательных организаций на 15% (с 720 до 612). Однако возросло на 6,8% (с 177 до 189) количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения.
(в ред. Постановления Правительства РК от 29.12.2014 N 558)
За 2011 - 2012 годы удалось добиться выявления большего количества преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору, увеличения количества зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, увеличения выявляемых притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, организации межведомственного взаимодействия по проведению антинаркотических мероприятий, улучшения эффективности борьбы с наркоманией и правонарушениями, связанными с ней.
Несмотря на предпринимаемые меры, оперативная обстановка с правонарушениями остается напряженной, не обеспечивает личную безопасность граждан, их имущества и продолжает оказывать негативное воздействие на социально-экономическое развитие Республики Коми.
Неправомерный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств является одним из серьезных факторов, препятствующих улучшению криминогенной обстановки, обусловливающих рост организованной преступности в Республике Коми, и представляет реальную угрозу общественной и личной безопасности. Количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, за 2012 год возросло на 15% (с 140 до 161).
Кроме того, специальное оборудование, имеющееся в распоряжении государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Бюро судебно-медицинской экспертизы", не отвечает современным требованиям, что не позволяет в полной мере выполнять функции по содействию правоохранительным органам в части раскрытия и расследования преступлений, идентификации личностей неопознанных лиц, диагностики отравлений наркотическими препаратами и т.д.
В 2012 году повысилось (на 5,4%) количество преступлений, совершенных в общественных местах (с 4308 до 4542). Удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, составил 25,8% от общего числа зарегистрированных преступлений (в 2011 году - 25%). Раскрываемость данных видов преступлений возросла с 58,3% до 61,4%.
За 2012 год сократилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: за указанный период выявлено 1248 преступлений, что на 4,4% ниже по сравнению с 2011 годом (с 1305 до 1248). Из незаконного оборота изъято 40,613 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что на 22,1% выше, чем в 2011 году (33,258 кг). Уменьшилось количество преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах.
Главным управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми (далее - ГУФСИН) в местах лишения свободы проводились организационные и практические мероприятия по пресечению каналов поступления наркотических средств, выявлению лиц, причастных к их незаконному обороту. В случае обнаружения наркотических средств производилось документирование для привлечения виновных к уголовной ответственности.
В различные территориальные отделы внутренних дел оперативными отделами подразделений ГУФСИН направлено 436 инициативных сообщений. В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий оказана помощь в раскрытии 104 преступлений, из незаконного оборота было изъято 2,3 кг наркотических средств, было зафиксировано 52 факта доставок наркотических средств в учреждения ГУФСИН.
Несмотря на достигнутые результаты, для борьбы с незаконным оборотом наркотических средств необходимо проведение новых мероприятий.
ГУФСИН проводится работа по привлечению инвестиций в производственный сектор учреждений, предусматривающая ведение лесозаготовительных работ с использованием лесозаготовительных комплексов, углубленную переработку древесины, включая сушку древесины.
В исправительных учреждениях ведется работа по изготовлению срубов садовых домиков и бань, по расширению ассортимента сувениров.
Дополнительное трудоустройство осужденных осуществляется на ремонтных и сельскохозяйственных работах (растениеводство, заготовка кормов).
В целях создания дополнительных рабочих мест проводится работа по расширению ассортимента продукции для нужд бюджетного сектора уголовно-исполнительной системы (выпуск костюмов летних маскирующей расцветки, погон и шевронов нарукавных, курток полушерстяных, брюк полушерстяных). Отдельными исправительными учреждениями налажено взаимодействие по оказанию услуг производственного характера с использованием оборудования заказчиков. Большинством подразделений реализуется Закон Республики Коми "О регулировании лесных отношений на территории Республики Коми" в части приобретения участков лесосечного фонда по договорам купли-продажи лесных насаждений. Исправительными учреждениями, которые не имеют возможности собственной заготовки древесины, организованы совместные лесозаготовительные работы.
Тем не менее, имеющиеся рабочие места не в полном объеме удовлетворяют потребность в трудовой занятости среди осужденных.
Вместе с тем, несмотря на общее снижение уровня преступности на территории республики, имеется ряд недостатков по профилактике преступлений и иных правонарушений. По-прежнему остается высоким уровень рецидивной преступности (рост в 2012 году с 4650 до 5160), не ослабевает напряженность с алкоголизацией населения республики.
Основными причинами, влияющими на рост преступности, являются алкоголизация населения, и особенно ее молодежной части, дефицит рабочих мест для выпускников детских домов, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, бродяжничество, отсутствие достаточного количества учреждений социальной защиты, низкая правовая культура граждан.
При осуществлении мероприятий по профилактике пьянства, наркомании, рецидива, детской безнадзорности не только предупреждаются правонарушения со стороны граждан группы риска, но и решается проблема повышения здоровья нации, обеспечивается участие в трудовой деятельности, улучшается демографическая ситуация, а главное - предотвращаются преступления до их совершения.
Без обеспечения действенной государственной поддержки, направленной на реализацию комплексной системы мероприятий по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в Республике Коми, возможно ухудшение криминогенной обстановки, в том числе рост преступности, детской беспризорности, проявлений терроризма и экстремизма, что в конечном итоге скажется на социально-экономическом развитии региона и демографической ситуации в республике.
Отсутствие программно-целевого метода в решении вопросов по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, внедрению методов антинаркотического воспитания личности, лечению и реабилитации больных наркоманией, внедрению современных методов обнаружения наркотических средств, обеспечению контроля за распространением наркотических средств, профилактике преступлений среди осужденных, содействию трудовой занятости лиц, отбывающих наказание, и ряда других проблем не обеспечит полноценной государственной политики в области профилактики правонарушений.
Таким образом, требуется дальнейшее решение проблем в области укрепления правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.
Решение вышеназванных проблем возможно только при условии комплексного подхода и согласованных действий различных органов и структур, занимающихся профилактикой правонарушений и укреплением правопорядка и общественной безопасности в Республике Коми.