Актуальность Программы обусловлена необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан в ходе реализации государственной молодежной политики в республике.
Государственная молодежная политика как часть общей социальной политики республики направлена на создание условий для самореализации и социализации молодежи - одной из наименее защищенных категорий населения.
Численность детей, подростков и молодежи в республике в возрасте от 8 до 30 лет включительно - 1798,7 тысячи человек, что составляет 43,9 процента общего числа населения. Городская молодежь составляет 1173,5 тысячи человек, сельская - 625,2 тысячи человек.
Анализ ситуации в молодежной среде свидетельствует о том, что достаточно значительной остается доля молодежи среди незанятого населения - 39 процентов общего числа безработных. Требуются неотложные меры по охране здоровья детей и подростков. Из каждой тысячи подростков 876 нуждаются в лечении. Число годных к службе в Вооруженных Силах призывников в 1997 году снизилось и составило 71,8 процента. Снижается уровень рождаемости населения. Среднее число детей на 1 семью в 1997 году составило 1,2 ребенка. 5 подростков из каждых 100 являются носителями вируса гепатита B, среди наркоманов инфицированность достигла 91 процента. Численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, возросла с 7,6 тысячи человек в 1992 году до 11,8 тысячи человек в 1997 году.
Одним из наиболее сложных направлений государственной молодежной политики остается решение проблемы улучшения жилищных условий молодой семьи. Более 10 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Это вызывает необходимость создания благоприятных условий для развития молодой семьи, обеспечения ее социально - экономической защищенности, разработки и реализации механизма решения жилищной проблемы.
Значительно снизилась активность молодых предпринимателей. Источником денежных средств для образования молодежных предприятий являются в большинстве случаев личные средства молодых граждан. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов не позволяет молодежным предприятиям активно участвовать в развитии важнейших отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство), так как денежные средства направляются в сферу торгово - посреднической деятельности. Немало и других причин, препятствующих становлению молодых предпринимателей. В их числе следует назвать ограниченный доступ к кредитным и материальным ресурсам, повышенный риск прямых денежных инвестиций в малое предпринимательство и др.
Увеличивается численность молодых людей, употребляющих наркотические вещества, больных алкоголизмом. В связи с употреблением наркотических средств в 1995 году на учете в учреждениях здравоохранения состояло 267 человек в возрасте от 15 до 17 лет, в 1997 году - уже 324. Возросло число самоубийств, большая часть которых приходится на молодежь в возрасте от 20 до 29 лет. Требуется дальнейшее развитие сети служб социально - психологической помощи детям и молодежи.
Таким образом, особенности социально - психологического самочувствия и поведение современной молодежи обусловливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации.
Требуют совершенствования организация досуговых мероприятий, развитие молодежных центров. Заметно ослабло нравственное воспитание, содержание и формы которого нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей современного общества. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных организациях, обращения подрастающего поколения к культуре, искусству, традициям своего народа. Необходимо создать условия для поддержки и развития одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.
Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. В республике действуют 10 государственных, 8 негосударственных вузов и 12 подразделений центральных российских вузов, в которых обучаются свыше 63 тысяч студентов. В 75 государственных и 10 негосударственных средних профессиональных учебных заведениях обучаются около 75 тысяч студентов. Студенты пользуются социально - экономическими гарантиями и льготами: бесплатное профессиональное образование на конкурсной основе, льготы на проезд, компенсации затрат на отдых и питание. Основная часть студентов дневной формы обучения получает стипендии и социальные пособия. Учреждены именные стипендии Президента и Правительства республики. Вместе с тем остается существенный разрыв между стипендией и прожиточным минимумом. Только 66,4 процента выпускников вузов получили направления на работу в 1998 году. В первоочередной социальной поддержке нуждаются студенты - инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины - интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике.
На сегодняшний день молодежь недостаточно хорошо информирована о своих правах и возможностях. Для обеспечения доступности интересующей информации необходимо дальнейшее развитие сети информационных центров. Создание единой республиканской системы информационного обеспечения молодежи позволит сосредоточить информацию по основным проблемам жизнедеятельности в соответствии с запросами молодежи, осуществлять сбор, обработку и анализ результатов социологических исследований и дополнительных сведений о социальных явлениях в молодежной среде, потребностях и интересах молодежи.
Государственные органы по делам молодежи в Республике Башкортостан состоят из 4 управлений, 11 комитетов и 58 отделов и охватывают 73 административно - территориальных единицы республики. В 20 городах и районах республики в органах местного самоуправления, предприятиях и учреждениях работают 130 специалистов по работе с молодежью. Недостаток в республике специалистов в области государственной молодежной политики, кадров актива молодежных общественных объединений и организаций свидетельствует о необходимости совершенствования системы кадровой работы в молодежной сфере.
Для реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан созданы правовые и организационные основы. С 1992 года из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия в области государственной молодежной политики. Осуществляются мероприятия по поддержке молодых семей при строительстве жилья, в организации отдыха и занятости молодежи. Принимаются комплексные молодежные программы в районах и городах республики. Создаются центры, общественные объединения по работе с молодежью.
Однако требует дальнейшего совершенствования нормативно - правовая база по исполнению законодательных актов в сфере государственной молодежной политики. С целью создания необходимых условий для получения полноценного общего и профессионального образования, создания семьи, вступления в социально - профессиональную деятельность необходимо обеспечить исполнение отдельных статей Законов Республики Башкортостан "О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров", гарантирующих права и льготы объектов и субъектов государственной молодежной политики. Это прежде всего:
льготы при выделении земельных участков молодым семьям для индивидуального строительства жилья;
льготные ссуды по целевому назначению на приобретение жилых домов и квартир, на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, для внесения платы за обучение;
льготы на посещение курортно - просветительных и спортивно - оздоровительных учреждений;
разработка нормативов финансирования подростковых клубов и молодежных центров на уровне нормативов финансирования других видов государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования для детей;
обеспечение социальных гарантий и льгот для работников подростковых клубов и молодежных центров.
В связи с тем, что государственная молодежная политика носит межведомственный характер, необходимо осуществлять более тесное взаимодействие различных министерств и ведомств в решении молодежных проблем, что является основой настоящей Программы. При этом Управление по делам молодежи при Кабинете Министров Республики Башкортостан выступает как республиканский орган исполнительной власти, призванный осуществлять межотраслевое регулирование и координацию работы министерств, ведомств и организаций в области государственной молодежной политики. Реализация Программы "Молодежь Башкортостана" обеспечивает дальнейшее совершенствование системы экономических, социальных, организационных мер в решении молодежных проблем.