УКАЗ
от 7 октября 1999 года N УП-615
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ БАШКОРТОСТАНА"
В целях создания благоприятных условий для формирования нового гражданина Республики Башкортостан, усиления государственной поддержки подрастающего поколения
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы.
2. Кабинету Министров Республики Башкортостан, министерствам и ведомствам, государственным комитетам, администрациям городов и районов республики обеспечить реализацию мероприятий Президентской программы "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.
4. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ
Уфа, Дом Республики
7 октября 1999 года
N УП-615
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ БАШКОРТОСТАНА" НА 1999 - 2002 ГОДЫ
-------------------T---------------------------------------------¬
¦ ¦ Президентская программа ¦
¦ Наименование ¦ "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы¦
¦ ¦ (далее - Программа) ¦
L------------------+----------------------------------------------
Основание и дата Послание Президента Республики Башкортостан
принятия решения о Государственному Собранию "Новые ориентиры
разработке нашей государственной политики (О положении
Программы в республике и основных направлениях ее
дальнейшего развития)"
Постановление Кабинета Министров Республики
Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57 "Об
утверждении комплексной Программы по
реализации в 1998 году основных направлений
и положений Послания Президента Республики
Башкортостан Государственному Собранию
"Новые ориентиры нашей государственной
политики (О положении в республике и
основных направлениях ее дальнейшего
развития)"
Государственный Кабинет Министров Республики Башкортостан
заказчик
Программы
Основные Управление по делам молодежи при Кабинете
разработчики и Министров Республики Башкортостан,
исполнители Министерство экономики и антимонопольной
Программы политики Республики Башкортостан,
Министерство финансов Республики
Башкортостан, Министерство внутренних дел
Республики Башкортостан, Министерство
сельского хозяйства и продовольствия
Республики Башкортостан, Министерство
народного образования Республики
Башкортостан, Министерство труда, занятости
и социальной защиты населения Республики
Башкортостан, Министерство здравоохранения
Республики Башкортостан, Министерство
культуры Республики Башкортостан,
Министерство печати и массовой информации
Республики Башкортостан, Госкомитет
Республики Башкортостан по науке, высшему и
среднему профессиональному образованию,
Госкомитет Республики Башкортостан по
физической культуре, спорту и туризму,
Государственный комитет Республики
Башкортостан по статистике, Военный
комиссариат Республики Башкортостан
Цель и задачи Цель Программы - создание социально -
Программы экономических, организационных, правовых
условий и гарантий для социального
становления молодых граждан, их наиболее
полной самореализации
Задачи Программы - создание условий для
самореализации молодого человека в различных
сферах жизнедеятельности, обеспечение
деятельного участия молодежи в
преобразовании общества, координация
деятельности республиканских органов
государственной власти, органов местного
государственного управления и органов
местного самоуправления в сфере
государственной молодежной политики
Сроки и этапы Исполнение мероприятий Программы
реализации осуществляется в три этапа:
Программы
I - 1999 - 2000 годы;
II - 2001 год;
III - 2002 год
Контроль за Общий контроль за исполнением Программы
исполнением осуществляет Кабинет Министров Республики
Программы Башкортостан
Министерства, государственные комитеты,
ведомства, администрации городов и районов
Республики Башкортостан, указанные первыми в
графе "Исполнители", представляют в Кабинет
Министров Республики Башкортостан к 1
февраля 2000 года, 1 февраля 2001 года, 1
февраля 2002 года, 1 февраля 2003 года
информацию о выполнении мероприятий
Программы
Остальные исполнители Программы к указанным
срокам представляют информацию о выполнении
мероприятий Программы исполнителям
Программы, указанным первыми в графе
"Исполнители"
По истечении календарного года Кабинет
Министров Республики Башкортостан
рассматривает итоги реализации Программы и
представляет ежегодный доклад "О положении
молодежи в Республике Башкортостан"
Президенту Республики Башкортостан. В данном
докладе подводятся итоги реализации
Программы за год, приводятся основные
показатели и дальнейшие перспективы
деятельности в сфере государственной
молодежной политики
Министерство печати и массовой информации
Республики Башкортостан, ГТРК "Башкортостан"
организуют в средствах массовой информации
освещение хода выполнения Программы
Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)", на основании Закона Башкирской ССР "О государственной молодежной политике в Башкирской ССР", Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР "О государственной молодежной политике в Башкирской ССР".
Программа призвана обеспечить скоординированную деятельность республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления, органов местного самоуправления в области государственной молодежной политики.
Программа обеспечивает достижение основной цели - создание социально - экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их самореализации.
Программа решает следующие задачи:
предоставление правовых и социальных гарантий всестороннего развития личности, подготовки к самостоятельной жизни, объем и качество которых достаточны и необходимы для восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодых граждан;
обеспечение активного участия молодежи в преобразовании общества;
координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики;
переход от компенсационного к инвестиционному механизму реализации государственной молодежной политики.
Актуальность Программы обусловлена необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан в ходе реализации государственной молодежной политики в республике.
Государственная молодежная политика как часть общей социальной политики республики направлена на создание условий для самореализации и социализации молодежи - одной из наименее защищенных категорий населения.
Численность детей, подростков и молодежи в республике в возрасте от 8 до 30 лет включительно - 1798,7 тысячи человек, что составляет 43,9 процента общего числа населения. Городская молодежь составляет 1173,5 тысячи человек, сельская - 625,2 тысячи человек.
Анализ ситуации в молодежной среде свидетельствует о том, что достаточно значительной остается доля молодежи среди незанятого населения - 39 процентов общего числа безработных. Требуются неотложные меры по охране здоровья детей и подростков. Из каждой тысячи подростков 876 нуждаются в лечении. Число годных к службе в Вооруженных Силах призывников в 1997 году снизилось и составило 71,8 процента. Снижается уровень рождаемости населения. Среднее число детей на 1 семью в 1997 году составило 1,2 ребенка. 5 подростков из каждых 100 являются носителями вируса гепатита B, среди наркоманов инфицированность достигла 91 процента. Численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, возросла с 7,6 тысячи человек в 1992 году до 11,8 тысячи человек в 1997 году.
Одним из наиболее сложных направлений государственной молодежной политики остается решение проблемы улучшения жилищных условий молодой семьи. Более 10 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Это вызывает необходимость создания благоприятных условий для развития молодой семьи, обеспечения ее социально - экономической защищенности, разработки и реализации механизма решения жилищной проблемы.
Значительно снизилась активность молодых предпринимателей. Источником денежных средств для образования молодежных предприятий являются в большинстве случаев личные средства молодых граждан. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов не позволяет молодежным предприятиям активно участвовать в развитии важнейших отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство), так как денежные средства направляются в сферу торгово - посреднической деятельности. Немало и других причин, препятствующих становлению молодых предпринимателей. В их числе следует назвать ограниченный доступ к кредитным и материальным ресурсам, повышенный риск прямых денежных инвестиций в малое предпринимательство и др.
Увеличивается численность молодых людей, употребляющих наркотические вещества, больных алкоголизмом. В связи с употреблением наркотических средств в 1995 году на учете в учреждениях здравоохранения состояло 267 человек в возрасте от 15 до 17 лет, в 1997 году - уже 324. Возросло число самоубийств, большая часть которых приходится на молодежь в возрасте от 20 до 29 лет. Требуется дальнейшее развитие сети служб социально - психологической помощи детям и молодежи.
Таким образом, особенности социально - психологического самочувствия и поведение современной молодежи обусловливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации.
Требуют совершенствования организация досуговых мероприятий, развитие молодежных центров. Заметно ослабло нравственное воспитание, содержание и формы которого нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей современного общества. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных организациях, обращения подрастающего поколения к культуре, искусству, традициям своего народа. Необходимо создать условия для поддержки и развития одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.
Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. В республике действуют 10 государственных, 8 негосударственных вузов и 12 подразделений центральных российских вузов, в которых обучаются свыше 63 тысяч студентов. В 75 государственных и 10 негосударственных средних профессиональных учебных заведениях обучаются около 75 тысяч студентов. Студенты пользуются социально - экономическими гарантиями и льготами: бесплатное профессиональное образование на конкурсной основе, льготы на проезд, компенсации затрат на отдых и питание. Основная часть студентов дневной формы обучения получает стипендии и социальные пособия. Учреждены именные стипендии Президента и Правительства республики. Вместе с тем остается существенный разрыв между стипендией и прожиточным минимумом. Только 66,4 процента выпускников вузов получили направления на работу в 1998 году. В первоочередной социальной поддержке нуждаются студенты - инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины - интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике.
На сегодняшний день молодежь недостаточно хорошо информирована о своих правах и возможностях. Для обеспечения доступности интересующей информации необходимо дальнейшее развитие сети информационных центров. Создание единой республиканской системы информационного обеспечения молодежи позволит сосредоточить информацию по основным проблемам жизнедеятельности в соответствии с запросами молодежи, осуществлять сбор, обработку и анализ результатов социологических исследований и дополнительных сведений о социальных явлениях в молодежной среде, потребностях и интересах молодежи.
Государственные органы по делам молодежи в Республике Башкортостан состоят из 4 управлений, 11 комитетов и 58 отделов и охватывают 73 административно - территориальных единицы республики. В 20 городах и районах республики в органах местного самоуправления, предприятиях и учреждениях работают 130 специалистов по работе с молодежью. Недостаток в республике специалистов в области государственной молодежной политики, кадров актива молодежных общественных объединений и организаций свидетельствует о необходимости совершенствования системы кадровой работы в молодежной сфере.
Для реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан созданы правовые и организационные основы. С 1992 года из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия в области государственной молодежной политики. Осуществляются мероприятия по поддержке молодых семей при строительстве жилья, в организации отдыха и занятости молодежи. Принимаются комплексные молодежные программы в районах и городах республики. Создаются центры, общественные объединения по работе с молодежью.
Однако требует дальнейшего совершенствования нормативно - правовая база по исполнению законодательных актов в сфере государственной молодежной политики. С целью создания необходимых условий для получения полноценного общего и профессионального образования, создания семьи, вступления в социально - профессиональную деятельность необходимо обеспечить исполнение отдельных статей Законов Республики Башкортостан "О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров", гарантирующих права и льготы объектов и субъектов государственной молодежной политики. Это прежде всего:
льготы при выделении земельных участков молодым семьям для индивидуального строительства жилья;
льготные ссуды по целевому назначению на приобретение жилых домов и квартир, на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, для внесения платы за обучение;
льготы на посещение курортно - просветительных и спортивно - оздоровительных учреждений;
разработка нормативов финансирования подростковых клубов и молодежных центров на уровне нормативов финансирования других видов государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования для детей;
обеспечение социальных гарантий и льгот для работников подростковых клубов и молодежных центров.
В связи с тем, что государственная молодежная политика носит межведомственный характер, необходимо осуществлять более тесное взаимодействие различных министерств и ведомств в решении молодежных проблем, что является основой настоящей Программы. При этом Управление по делам молодежи при Кабинете Министров Республики Башкортостан выступает как республиканский орган исполнительной власти, призванный осуществлять межотраслевое регулирование и координацию работы министерств, ведомств и организаций в области государственной молодежной политики. Реализация Программы "Молодежь Башкортостана" обеспечивает дальнейшее совершенствование системы экономических, социальных, организационных мер в решении молодежных проблем.