Недействующий


ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

УКАЗ

от 7 октября 1999 года N УП-615


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ БАШКОРТОСТАНА"



В целях создания благоприятных условий для формирования нового гражданина Республики Башкортостан, усиления государственной поддержки подрастающего поколения

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Президентскую программу "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы.

2. Кабинету Министров Республики Башкортостан, министерствам и ведомствам, государственным комитетам, администрациям городов и районов республики обеспечить реализацию мероприятий Президентской программы "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы.

3. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан.

4. Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Республики Башкортостан
М.РАХИМОВ

     Уфа, Дом Республики
     7 октября 1999 года
     N УП-615

Утверждена
Указом Президента
Республики Башкортостан
от 7 октября 1999 года N УП-615

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЕЖЬ БАШКОРТОСТАНА" НА 1999 - 2002 ГОДЫ

Паспорт Президентской программы "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы


-------------------T---------------------------------------------¬
¦                  ¦          Президентская программа            ¦
¦  Наименование    ¦ "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы¦
¦                  ¦            (далее - Программа)              ¦
L------------------+----------------------------------------------
Основание и   дата   Послание Президента Республики  Башкортостан
принятия решения о   Государственному Собранию  "Новые  ориентиры
разработке           нашей государственной политики (О  положении
Программы            в республике   и  основных  направлениях  ее
                     дальнейшего развития)"
                     Постановление Кабинета  Министров Республики
                     Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57  "Об
                     утверждении комплексной     Программы     по
                     реализации в 1998 году основных  направлений
                     и положений  Послания  Президента Республики
                     Башкортостан Государственному       Собранию
                     "Новые ориентиры    нашей    государственной
                     политики (О   положении   в   республике   и
                     основных направлениях     ее     дальнейшего
                     развития)"

Государственный      Кабинет Министров Республики Башкортостан
заказчик
Программы

Основные             Управление по делам  молодежи  при  Кабинете
разработчики     и   Министров Республики           Башкортостан,
исполнители          Министерство экономики   и   антимонопольной
Программы            политики Республики            Башкортостан,
                     Министерство финансов             Республики
                     Башкортостан, Министерство   внутренних  дел
                     Республики Башкортостан,        Министерство
                     сельского хозяйства     и     продовольствия
                     Республики Башкортостан,        Министерство
                     народного образования             Республики
                     Башкортостан, Министерство труда,  занятости
                     и социальной  защиты   населения   Республики
                     Башкортостан,   Министерство  здравоохранения
                     Республики     Башкортостан,     Министерство
                     культуры       Республики       Башкортостан,
                     Министерство  печати  и  массовой  информации
                     Республики      Башкортостан,      Госкомитет
                     Республики Башкортостан по науке,  высшему  и
                     среднему    профессиональному    образованию,
                     Госкомитет   Республики    Башкортостан    по
                     физической   культуре,   спорту   и  туризму,
                     Государственный      комитет       Республики
                     Башкортостан     по    статистике,    Военный
                     комиссариат Республики Башкортостан

Цель и      задачи   Цель Программы  -   создание   социально   -
Программы            экономических, организационных,     правовых
                     условий и    гарантий    для     социального
                     становления молодых   граждан,  их  наиболее
                     полной самореализации
                     Задачи Программы   -  создание  условий  для
                     самореализации молодого человека в различных
                     сферах жизнедеятельности,        обеспечение
                     деятельного участия        молодежи        в
                     преобразовании общества,         координация
                     деятельности республиканских         органов
                     государственной власти,   органов   местного
                     государственного управления    и     органов
                     местного самоуправления        в       сфере
                     государственной молодежной политики

Сроки и      этапы   Исполнение мероприятий             Программы
реализации           осуществляется в три этапа:
Программы
                          I - 1999 - 2000 годы;
                         II - 2001 год;
                        III - 2002 год

Контроль        за   Общий контроль  за   исполнением   Программы
исполнением          осуществляет Кабинет   Министров  Республики
Программы            Башкортостан
                     Министерства, государственные      комитеты,
                     ведомства, администрации городов  и  районов
                     Республики Башкортостан, указанные первыми в
                     графе "Исполнители",  представляют в Кабинет
                     Министров Республики    Башкортостан   к   1
                     февраля 2000 года,  1 февраля 2001  года,  1
                     февраля 2002   года,  1  февраля  2003  года
                     информацию о     выполнении      мероприятий
                     Программы
                     Остальные исполнители Программы к  указанным
                     срокам представляют  информацию о выполнении
                     мероприятий Программы           исполнителям
                     Программы, указанным    первыми    в   графе
                     "Исполнители"
                     По истечении   календарного   года   Кабинет
                     Министров Республики            Башкортостан
                     рассматривает итоги  реализации  Программы и
                     представляет ежегодный доклад  "О  положении
                     молодежи в      Республике     Башкортостан"
                     Президенту Республики Башкортостан. В данном
                     докладе подводятся      итоги     реализации
                     Программы за   год,   приводятся    основные
                     показатели и      дальнейшие     перспективы
                     деятельности в     сфере     государственной
                     молодежной политики
                      Министерство печати и  массовой  информации
                     Республики Башкортостан, ГТРК "Башкортостан"
                     организуют в средствах  массовой  информации
                     освещение хода выполнения Программы

Введение


Президентская программа "Молодежь Башкортостана" на 1999 - 2002 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)", на основании Закона Башкирской ССР "О государственной молодежной политике в Башкирской ССР", Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений и дополнений в Закон Башкирской ССР "О государственной молодежной политике в Башкирской ССР".

Программа призвана обеспечить скоординированную деятельность республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления, органов местного самоуправления в области государственной молодежной политики.


I. Цель Программы


Программа обеспечивает достижение основной цели - создание социально - экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления молодых граждан, их самореализации.

II. Задачи Программы


Программа решает следующие задачи:

предоставление правовых и социальных гарантий всестороннего развития личности, подготовки к самостоятельной жизни, объем и качество которых достаточны и необходимы для восполнения обусловленных возрастом недостатков социального статуса молодых граждан;

обеспечение активного участия молодежи в преобразовании общества;

координация деятельности республиканских органов государственной власти, органов местного государственного управления и органов местного самоуправления в сфере реализации государственной молодежной политики;

переход от компенсационного к инвестиционному механизму реализации государственной молодежной политики.

III. Социально - экономическое положение молодежи в современных условиях


Актуальность Программы обусловлена необходимостью комплексного решения проблем молодых граждан в ходе реализации государственной молодежной политики в республике.

Государственная молодежная политика как часть общей социальной политики республики направлена на создание условий для самореализации и социализации молодежи - одной из наименее защищенных категорий населения.

Численность детей, подростков и молодежи в республике в возрасте от 8 до 30 лет включительно - 1798,7 тысячи человек, что составляет 43,9 процента общего числа населения. Городская молодежь составляет 1173,5 тысячи человек, сельская - 625,2 тысячи человек.

Анализ ситуации в молодежной среде свидетельствует о том, что достаточно значительной остается доля молодежи среди незанятого населения - 39 процентов общего числа безработных. Требуются неотложные меры по охране здоровья детей и подростков. Из каждой тысячи подростков 876 нуждаются в лечении. Число годных к службе в Вооруженных Силах призывников в 1997 году снизилось и составило 71,8 процента. Снижается уровень рождаемости населения. Среднее число детей на 1 семью в 1997 году составило 1,2 ребенка. 5 подростков из каждых 100 являются носителями вируса гепатита B, среди наркоманов инфицированность достигла 91 процента. Численность учащихся и студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, возросла с 7,6 тысячи человек в 1992 году до 11,8 тысячи человек в 1997 году.

Одним из наиболее сложных направлений государственной молодежной политики остается решение проблемы улучшения жилищных условий молодой семьи. Более 10 тысяч молодых семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Это вызывает необходимость создания благоприятных условий для развития молодой семьи, обеспечения ее социально - экономической защищенности, разработки и реализации механизма решения жилищной проблемы.

Значительно снизилась активность молодых предпринимателей. Источником денежных средств для образования молодежных предприятий являются в большинстве случаев личные средства молодых граждан. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов не позволяет молодежным предприятиям активно участвовать в развитии важнейших отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство), так как денежные средства направляются в сферу торгово - посреднической деятельности. Немало и других причин, препятствующих становлению молодых предпринимателей. В их числе следует назвать ограниченный доступ к кредитным и материальным ресурсам, повышенный риск прямых денежных инвестиций в малое предпринимательство и др.

Увеличивается численность молодых людей, употребляющих наркотические вещества, больных алкоголизмом. В связи с употреблением наркотических средств в 1995 году на учете в учреждениях здравоохранения состояло 267 человек в возрасте от 15 до 17 лет, в 1997 году - уже 324. Возросло число самоубийств, большая часть которых приходится на молодежь в возрасте от 20 до 29 лет. Требуется дальнейшее развитие сети служб социально - психологической помощи детям и молодежи.

Таким образом, особенности социально - психологического самочувствия и поведение современной молодежи обусловливают необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем и дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи в их социализации.

Требуют совершенствования организация досуговых мероприятий, развитие молодежных центров. Заметно ослабло нравственное воспитание, содержание и формы которого нуждаются в дальнейшем совершенствовании с учетом потребностей современного общества. Возрождение идеи национального самосознания создало предпосылки для активного участия молодых граждан в национальных молодежных организациях, обращения подрастающего поколения к культуре, искусству, традициям своего народа. Необходимо создать условия для поддержки и развития одаренных и талантливых детей, подростков и молодежи.

Особого внимания требуют проблемы студенческой молодежи. В республике действуют 10 государственных, 8 негосударственных вузов и 12 подразделений центральных российских вузов, в которых обучаются свыше 63 тысяч студентов. В 75 государственных и 10 негосударственных средних профессиональных учебных заведениях обучаются около 75 тысяч студентов. Студенты пользуются социально - экономическими гарантиями и льготами: бесплатное профессиональное образование на конкурсной основе, льготы на проезд, компенсации затрат на отдых и питание. Основная часть студентов дневной формы обучения получает стипендии и социальные пособия. Учреждены именные стипендии Президента и Правительства республики. Вместе с тем остается существенный разрыв между стипендией и прожиточным минимумом. Только 66,4 процента выпускников вузов получили направления на работу в 1998 году. В первоочередной социальной поддержке нуждаются студенты - инвалиды, сироты, студенты из многодетных семей, бывшие воины - интернационалисты и военнослужащие, участвовавшие в вооруженном конфликте в Чеченской Республике.

На сегодняшний день молодежь недостаточно хорошо информирована о своих правах и возможностях. Для обеспечения доступности интересующей информации необходимо дальнейшее развитие сети информационных центров. Создание единой республиканской системы информационного обеспечения молодежи позволит сосредоточить информацию по основным проблемам жизнедеятельности в соответствии с запросами молодежи, осуществлять сбор, обработку и анализ результатов социологических исследований и дополнительных сведений о социальных явлениях в молодежной среде, потребностях и интересах молодежи.

Государственные органы по делам молодежи в Республике Башкортостан состоят из 4 управлений, 11 комитетов и 58 отделов и охватывают 73 административно - территориальных единицы республики. В 20 городах и районах республики в органах местного самоуправления, предприятиях и учреждениях работают 130 специалистов по работе с молодежью. Недостаток в республике специалистов в области государственной молодежной политики, кадров актива молодежных общественных объединений и организаций свидетельствует о необходимости совершенствования системы кадровой работы в молодежной сфере.

Для реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан созданы правовые и организационные основы. С 1992 года из республиканского и местных бюджетов финансируются мероприятия в области государственной молодежной политики. Осуществляются мероприятия по поддержке молодых семей при строительстве жилья, в организации отдыха и занятости молодежи. Принимаются комплексные молодежные программы в районах и городах республики. Создаются центры, общественные объединения по работе с молодежью.

Однако требует дальнейшего совершенствования нормативно - правовая база по исполнению законодательных актов в сфере государственной молодежной политики. С целью создания необходимых условий для получения полноценного общего и профессионального образования, создания семьи, вступления в социально - профессиональную деятельность необходимо обеспечить исполнение отдельных статей Законов Республики Башкортостан "О государственной молодежной политике в Республике Башкортостан", "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров", гарантирующих права и льготы объектов и субъектов государственной молодежной политики. Это прежде всего:

льготы при выделении земельных участков молодым семьям для индивидуального строительства жилья;

льготные ссуды по целевому назначению на приобретение жилых домов и квартир, на приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, для внесения платы за обучение;

льготы на посещение курортно - просветительных и спортивно - оздоровительных учреждений;

разработка нормативов финансирования подростковых клубов и молодежных центров на уровне нормативов финансирования других видов государственных, муниципальных учреждений дополнительного образования для детей;

обеспечение социальных гарантий и льгот для работников подростковых клубов и молодежных центров.

В связи с тем, что государственная молодежная политика носит межведомственный характер, необходимо осуществлять более тесное взаимодействие различных министерств и ведомств в решении молодежных проблем, что является основой настоящей Программы. При этом Управление по делам молодежи при Кабинете Министров Республики Башкортостан выступает как республиканский орган исполнительной власти, призванный осуществлять межотраслевое регулирование и координацию работы министерств, ведомств и организаций в области государственной молодежной политики. Реализация Программы "Молодежь Башкортостана" обеспечивает дальнейшее совершенствование системы экономических, социальных, организационных мер в решении молодежных проблем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»