1. Поддержание оптимальной физической активности является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения и помогающим в решении задачи создания условий для роста благосостояния населения Республики Коми, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, однако ухудшение состояния здоровья людей и снижение уровня физической подготовки всех категорий населения, особенно молодежи, говорят об имеющихся проблемах в развитии физической культуры и спорта. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо Республики Коми, так как это наименее затратные и наиболее эффективные средства морального и физического оздоровления нации.
За последние годы наметилось улучшение основных показателей развития физической культуры и спорта. Однако уровень развития физической культуры и спорта не соответствует общим положительным социально-экономическим преобразованиям в Российской Федерации. Таким образом, перед сферой физической культуры и спорта стоят глобальные вызовы и задачи, решение которых требует современных подходов.
Концепция информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми на период 2014 - 2020 годов (далее - Концепция) разработана в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года N Пр-212), с Концепцией информатизации Республики Коми, утвержденной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 августа 2010 года N 361-р, со Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренной постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 года N 45, и определяет общие принципы внедрения информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-спортивную сферу в Республике Коми.
Концепция включает в себя как положения, определяемые документами и программами федерального, регионального уровней, так и положения, определяемые условиями и особенностями развития физической культуры и спорта в Республике Коми.
Концепция определяет общие и частные принципы информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми на период до 2020 года и методологию, на основе которой планируются к реализации отдельные мероприятия и комплексы мероприятий в данной области.
2. Основные ориентиры и стратегические направления развития, на реализацию которых направлена Концепция:
создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения; разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;
модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;
развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;
развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности; создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.
Реализация Концепции создаст условия, необходимые для достижения указанных ориентиров и направлений, сформирует комплекс механизмов для поэтапного перехода к новому уровню физической культуры и спорта на основе информационных и коммуникативных технологий.
Концепция является основой для разработки региональных и муниципальных программ информатизации сферы физической культуры и спорта и межведомственных физкультурно-спортивных проектов.
Технологической основой программ информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми должно стать внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в физкультурно-спортивную среду. В этом случае такие технологии выступают в качестве аппаратно-программного ресурса, позволяющего изменить организацию тренировочного и соревновательного процессов и оптимизировать управление качеством достижений планируемых результатов физкультурно-спортивными системами разных уровней, то есть они исполняют роль ресурса и технологии для достижения высоких результатов в области физической культуры и спорта. Важно отметить при этом ведущую роль информатизации в практической деятельности физкультурно-спортивной общественности, характеризующую уровень информационно-коммуникационной компетентности специалистов, как необходимую составляющую информационной культуры общества и граждан.
3. Предпосылки информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми
В настоящее время возрастает необходимость использования современных информационно-коммуникационных средств для обеспечения учебно-тренировочного, соревновательного и управленческого процессов в физкультурно-спортивной сфере. Необходимо отметить возрастающую роль государственного органа как исполнительной структуры, обеспечивающей предоставление государственных услуг населению при одновременном повышении требований к качеству предоставляемых государственных услуг.
Объективным инструментом повышения такого качества является использование современных информационных систем и технологий, обеспечивающих информационное взаимодействие и электронные способы коммуникации. Необходимость обработки больших массивов неструктурированной информации в сфере физической культуры и спорта в Республике Коми предъявляет к органам в системе исполнительной власти Республики Коми требования о необходимости внедрения информационных систем, позволяющих дистанционно оперировать информационными потоками и использовать их при решении стратегических и прикладных целей и задач.
Единое физкультурно-спортивное информационное пространство позволит удовлетворить требования общества относительно информационной открытости сферы физической культуры и спорта, по доступности спортивных сооружений и инфраструктуры. Еще одной причиной необходимости информатизации сферы физической культуры и спорта является формирование спортивного резерва, где наблюдается большой диспаритет использования современных информационных систем и технологий в городской и сельской местностях. Тенденции использования социальных сетей свидетельствуют об эффективности их использования для пропаганды здорового образа жизни и получения оперативного доступа к спортивной статистике и спортивному контенту вне зависимости от географического и социального статуса. Требования к информатизации процессов в сфере физической культуры и спорта и использованию информационных технологий при реализации программ спортивной подготовки, физической культуры в системе дополнительного образования детей и подростков изложены в федеральных стандартах спортивной подготовки по видам спорта, спортивным дисциплинам и видам программы. Для организации физического воспитания в системе образования данные требования сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах и программах уровней и направлений подготовки.
4. К основным понятиям, используемым в Концепции, относятся следующие:
1) ИКТ-компетентность - способность индивидуума использовать информационные и коммуникативные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для ее продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы жить и успешно трудиться в условиях становящегося информационного общества (далее - ИКТ-компетентность);
2) институциональность - разделение сферы или предметной области на структурные элементы организационного уровня;
3) концепция спортивного проектного офиса - подход к управлению сферой физической культуры и спорта, основанный на применении инструментов проектного управления при реализации мероприятий по развитию отрасли физической культуры и спорта;
4) объекты информатизации - учреждения, организации и органы управления сферы физической культуры и спорта в Республике Коми, а также прочие организации и учреждения, подлежащие автоматизации в части осуществления деятельности в сфере физической культуры и спорта в Республике Коми;
5) субъекты информатизации - лица, участвующие в деятельности, осуществляемой в рамках сферы физической культуры и спорта Республики Коми.
Термины и понятия, используемые в Концепции, применяются в том же значении, что и в законодательстве Российской Федерации и в законодательстве Республики Коми.
5. Концепция разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов, стратегических документов: