1. В Республике Коми распространены более 80 видов спорта. Наиболее массовыми являются волейбол (172 121 чел.), футбол (17 038 чел.), баскетбол (15 035 чел.), плавание (14 020 чел.), лыжные гонки (12 231 чел.). В Республике Коми функционирует 2 231 спортивное сооружение. Обеспеченность Республики Коми спортивными сооружениями составляет 32,7%. Агентством Республики Коми по физической культуре и спорту проведен анализ эффективности использования спортивных сооружений на основании статистических данных. В результате анализа были выведены коэффициенты, отражающие соотношение численности занимающихся физической культурой и спортом к обеспеченности спортивными сооружениями. Анализ показал, что более эффективно спортивные сооружения используются в городах (Воркута - 1,379%, Сыктывкар - 1,145%, Ухта - 0,913%, Печора - 1,09%, Инта - 1,034%) и, соответственно, менее эффективно в сельских районах (Сыктывдинский - 0,208%, Ижемский - 0,32%, Прилузский - 0,347%). В целом по республике этот показатель равен 0,786%.
Физкультурно-массовую и спортивную работу в Республике Коми проводят 2 146 штатных работников, из них 1 593 человека (74,2%) имеют высшее и среднее специальное образование. Среди специалистов: 542 - учителя физической культуры общеобразовательных школ, 76 - среднего профессионального образования и 71 - высшего образования, 865 работников физической культуры и спорта учреждений дополнительного образования детей, 174 работника спортивных сооружений, 171 работник физической культуры и спорта детских дошкольных образовательных учреждений, 48 - предприятий, учреждений и организаций.
2. Оценка текущего состояния в качественных и количественных показателях
В Республике Коми из 20 муниципальных образований - 5 городских округов и 15 муниципальных районов. Органы управления по физической культуре и спорту муниципальных образований имеют различный статус. В общую структуру физкультурного движения Республики Коми входят: 6 управлений, 4 отдела физической культуры и спорта, 1 муниципальное бюджетное учреждение "Центр физкультуры, спорта и туризма", в 9 муниципальных образованиях специалисты физической культуры и спорта включены в объединенные структуры администраций городов и районов.
Агентством по физической культуре и спорту проводится работа по следующим основным направлениям:
1) аккредитация республиканских спортивных федераций по видам спорта;
2) организационно-методическое руководство государственными образовательными учреждениями дополнительного образования детей в Республике Коми;
3) участие в экспертной комиссии и экспертизе условий осуществления образовательной деятельности государственных и муниципальных детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ);
4) участие в аттестационной комиссии по вопросам присвоения квалификационных категорий работникам образования, в том числе специалистам государственных и муниципальных ДЮСШ.
В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов в системе исполнительной власти Республики Коми в республиканской государственной информационной системе "Портал и реестр государственных услуг (функций) Республики Коми" (далее - Портал) размещены административные регламенты по предоставлению государственных услуг.
В контексте компьютеризации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми выявлено, что персональными компьютерами оснащены 85 - 90% учреждений физкультурно-спортивной направленности (фактическая нехватка составляет порядка 100 электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ). Доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) в учреждениях физкультурно-спортивной сферы имеют 98% компьютеров. При этом порядка 99% учреждений имеют подключение посредством наземных каналов связи. У 60% учреждений скорость подключения составляет от 128 кбит/с до 256 кбит/с; 23% - от 256 кбит/с до 1 Мбит/с; 15% - от 1 Мбит/с до 5 Мбит/с; 2% - от 5 Мбит/с и выше.
В Агентстве Республики Коми по физической культуре и спорту в 2012 году были установлены новые электронно-вычислительные машины в количестве 30 шт. (то есть все сотрудники Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту обеспечены ЭВМ). Однако имеется недостаточное количество дополнительной оргтехники (принтеры, сканеры, факсимильные аппараты и др.).
Статистическая отчетность на федеральном уровне заносится в базу данных www.riasport.ifinmon.ru, также используются в практической деятельности данные из баз: http://www.ifinmon.ru/index.php/analiticheskie-tsentry; ГАС "Управление". Доступность спортивных сооружений заносится в систему управления базами данных (далее - СУБД) http://www.zhit-vmeste.ru/map/. Также Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту в своей работе использует всероссийский реестр объектов спорта, куда внесен ряд спортивных объектов, расположенных на территории Республики Коми, и реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций, куда внесены республиканские спортивные федерации. Информация по предоставляемым государственным услугам размещена на Портале (http://pgu.rkomi.ru), на официальном сайте Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту (www.sportrk.ru) и в социальных сетях. Взаимодействие с подведомственными организациями и республиканскими спортивными федерациями Агентство Республики Коми по физической культуре и спорту ведет посредством электронной почты. Межведомственное электронное взаимодействие в настоящее время не производится. В работе Агентства Республики Коми по физической культуре и спорту и в подведомственных учреждениях используются справочно-правовые системы "Гарант" и "КонсультантПлюс".
В 11 учреждениях, подведомственных Агентству Республики Коми по физической культуре и спорту, компьютерный парк и программное обеспечение устаревшие, а также наблюдается нехватка оргтехники. Локальные сети имеются лишь у 20% учреждений. К сети Интернет подключены все компьютеры учреждений, реализующих программы физкультурно-спортивной направленности. Собственный веб-сайт имеют около 23% учреждений физкультурно-спортивной сферы. Электронные библиотеки и медиатеки отсутствуют во всех учреждениях физической культуры и спорта. Выявлено около 10 учреждений физкультурно-спортивной направленности Республики Коми, где ведутся электронные расписания и дневники тренировок и самоконтроля. Журналы успеваемости и посещаемости, журналы тренера в электронном виде практически не используются.
Получает развитие дистанционное методическое сопровождение тренировочного процесса и процесса планирования тренировочных нагрузок. Данные методы и подходы в своей работе используют, как правило, только тренеры и педагоги-новаторы.
Приходится констатировать крайне низкий уровень ИКТ-компетентности педагогических работников, тренеров, а также руководящего состава физкультурно-спортивной сферы: только около 16% используют сеть Интернет в профессиональной деятельности. Большинство специалистов в сфере физической культуры и спорта не знают и никогда не слышали о существовании специализированных физкультурно-спортивных электронных образовательных ресурсов (ЭОР), имеют слабые навыки работы на компьютере или не имеют таковых. Повышение квалификации по информационно-коммуникационным технологиям прошли в 2011 г. - 2 чел., 2012 г. - 1 чел., 2013 г. - 1 чел.
3. Основные факторы, определяющие состояние процесса информатизации сферы физической культуры и спорта в Республике Коми
К основным факторам, определяющим текущее состояние процесса информатизации сферы физической культуры и спорта, относятся следующие:
1) происходит естественное устаревание компьютерной техники и программного обеспечения, требуется их периодическое обновление;
2) техническое несовершенство каналов связи и, как следствие, физические ограничения в использовании коммуникаций и информационных ресурсов в сети Интернет;
3) преобладание документарной формы хранения информации;
4) статистическая информация в электронном виде поступает из внешних источников в различных форматах и далее обрабатывается вручную;
5) недостаточен удельный вес компьютеров, объединенных локальными сетями организаций физкультурно-спортивной направленности;
6) отсутствуют специализированные управленческие информационные системы по аналитической обработке, моделированию и визуализации отраслевой информации, финансовому планированию (бюджетированию), по сбору и обработке статистических данных сферы физической культуры и спорта, по учету и подготовке кадров, по оперативному и стратегическому планированию деятельности и принятию управленческих решений;
7) низкие темпы формирования ИКТ-компетенций педагогических и управленческих кадров;
8) фактический уровень использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) не соответствует требованиям, предъявляемым к содержанию физкультурно-спортивной деятельности федеральными стандартами спортивной подготовки и федеральными государственными образовательными стандартами;
9) Недостаточно развита система использования удаленного (дистанционного) обучения и планирования тренировочного и соревновательного процессов;
10) отсутствие технологических и методологических принципов и средств, обеспечивающих единство подходов к разработке и функционированию автоматизированных информационных систем в части используемой нормативно-справочной информации, форматов информационного обмена, технических и программных решений;