Развитие и формирование рынка арендного жилья является одним из наиболее перспективных направлений по обеспечению жителей края доступным жильем.
С целью нормативного регулирования процесса формирования арендного жилья на территории края приняты законы Алтайского края от 11.10.2012 N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", предусматривающий создание краевого жилищного фонда коммерческого использования, и от 28.04.2013 N 26-ЗС "О правилах формирования списков граждан, имеющих право на приобретение стандартного жилья, и о порядке включения указанных граждан в эти списки".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 27.11.2018 N 430)
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в 2012 году в крае создана межведомственная рабочая группа по подготовке к реализации пилотного проекта строительства арендного жилья, изучен опыт реализации аналогичных пилотных проектов в других субъектах. Проведенные рабочей группой предварительные расчеты показали, что привлечение для строительства арендного жилья кредитных средств по рыночным процентным ставкам от 10% и выше возможно лишь для проектов элитной коммерческой аренды.
Для коммерческой аренды среднего ценового диапазона процентные ставки должны быть на уровне 5 - 7%. Проекты некоммерческой аренды для граждан с невысоким уровнем доходов в Алтайском крае могут быть реализованы с привлечением собственных и заемных средств не выше 3% годовых, что возможно только при бюджетном финансировании.
В целях развития и формирования рынка арендного жилья в крае реализуется пилотный проект "г. Барнаул, строительство многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. Ляпидевского / 6-я Нагорная, для работников медицинских организаций Алтайского медицинского кластера". Строительство 4-подъездного 10-этажного 160-квартирного жилого дома 97 серии общей площадью 8954 квадратных метра планируется осуществить в 2014 - 2015 годах.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 03.11.2015 N 439)
В ходе реализации пилотного проекта предполагается разработка экономико-правовой модели развития в крае сектора арендного жилья, в 2016 - 2020 годах - строительство арендного жилья в соответствии с установленным Минстроем России целевым ориентиром доли строительства арендного жилья. Общий объем средств, необходимый для строительства арендного жилья в крае, оценивается в 9,0 млрд рублей.
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 28.06.2016 N 213)
Для создания к 2016 году условий привлечения частного капитала к арендному бизнесу необходимо снизить процентные ставки по банковским кредитам до уровня не выше 5 - 7% и внести изменение в налоговое законодательство по снижению ставки по налогу на имущество для юридических лиц, реализующих инвестпроекты по строительству и эксплуатации арендного жилья. Представляется также целесообразным установить на ближайшие 7 - 10 лет льготное налогообложение юридических лиц, занимающихся бизнесом аренды жилья.
В 2016 - 2020 годах для реализации планов строительства арендного жилья региону необходима финансовая поддержка из бюджета, по предварительной оценке, в размере 2 млрд рублей, которая позволит построить в крае дополнительно 60 - 70 тыс. кв. метров жилья для сдачи в аренду по доступной цене для 1100 - 1200 малообеспеченных семей, в том числе для участников Государственной программы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Для этого вопрос прорабатывается с Минстроем России и Федеральной миграционной службой.
В связи с тем, что арендное жилье ориентировано на граждан, не имеющих возможности приобретения жилья в собственность, оно будет строиться преимущественно в сегменте стандартного жилья, что будет оказывать влияние на снижение средней цены строительства квадратного метра.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 27.11.2018 N 430)
Кроме того, появившаяся у граждан возможность решения жилищной проблемы без использования обременительного, длительного и высокорискованного ипотечного кредита снизит спрос на рынке жилья, строящегося для продажи гражданам в собственность. Это будет также оказывать влияние на понижение цен на рынке жилья.