АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 июня 2013 года N 515

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ

(в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 13.11.2014 N 764, от 11.12.2015 N 796, от 03.11.2016 N 652, от 08.12.2016 N 720)


Администрация Смоленской области постановляет:

Утвердить прилагаемую Региональную программу по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Смоленской области на 2013 - 2016 годы (далее также - Программа).

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 11.12.2015 N 796)

Губернатор
Смоленской области
А.В.ОСТРОВСКИЙ






Утверждена
постановлением
Администрации
Смоленской области
от 27.06.2013 N 515

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2016 ГОДЫ

 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 13.11.2014 N 764, от 11.12.2015 N 796, от 03.11.2016 N 652, от 08.12.2016 N 720)


 Паспорт Программы

Наименование Программы

Региональная программа по модернизации системы коммунальной инфраструктуры в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Смоленской области на 2013 - 2016 годы

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 11.12.2015 N 796)

Основание для разработки Программы

Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
постановление Администрации Смоленской области от 20.05.2013 N 370 "О подготовке региональных программ по модернизации систем коммунальной инфраструктуры"

Заказчик Программы

Администрация Смоленской области

Разработчик Программы

Департамент Смоленской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 11.12.2015 N 796)

Участник Программы

общество с ограниченной ответственностью "Смоленские вторичные ресурсы" (одобренное государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства)

Цель и задачи Программы

целью Программы является формирование комплексной системы управления твердыми бытовыми отходами (далее также - ТБО) и вторичными материальными ресурсами (далее также - ВМР) на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Смоленской области.

Задачами Программы являются:

- проектирование и строительство мусоросортировочного завода на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, северо-восточнее дер. Замятлино на расстоянии 3,2 км, вблизи действующего полигона твердых бытовых отходов "Кучино" в соответствии с решением Комиссии по инвестиционной политике при Администрации Смоленской области (протокол N 7 от 27.10.2011);

- обеспечение установленного нормативами качества коммунальных услуг;

- улучшение экологической ситуации;

- воспитание и информирование населения в области обращения с ТБО и ВМР;

- создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций в сферу обращения с ТБО

Целевые показатели реализации Программы

- проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области мусоросортировочного завода для обработки твердых бытовых отходов, оборудованного с учетом экологических, санитарных и противопожарных норм, при нормативе обработки и обезвреживания твердых бытовых отходов в количестве 120 тыс. тонн в год;

- создание новых рабочих мест;

- увеличение доли твердых бытовых отходов, утилизированных и размещенных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации на полигонах, мусороперерабатывающих заводах и других объектах;

- увеличение доли переработанных твердых бытовых отходов, используемых для извлечения вторичного ресурса, в том числе выработки тепловой и электрической энергии

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.11.2016 N 652)

Сроки реализации Программы

2013 - 2016 годы

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 11.12.2015 N 796)

Исполнители Программы

Кощинское сельское поселение Смоленского района Смоленской области, выполнившее установленные Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее также - Фонд)

Объемы и источники финансирования Программы

общий объем финансирования Программы составляет 393223744,63 рубля, в том числе за счет:

заемных средств - 387227822 рубля;

средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 3677898,94 рубля;

областного бюджета - 2318023,69 рубля.

Общий объем финансирования Программы на 2013 год составляет 341969822 рубля, в том числе за счет заемных средств - 341969822 рубля.

Общий объем финансирования Программы на 2014 год составляет 51253922,63 рубля, в том числе за счет:

заемных средств - 45258000 рублей;

средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства - 3677898,94 рубля;

областного бюджета - 2318023,69 рубля.

Общий объем финансирования Программы на 2015 год составляет 0 рублей.

Общий объем финансирования Программы на 2016 год составляет 0 рублей

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 03.11.2016 N 652)

Ожидаемые конечные результаты выполнения Программы

- улучшение санитарного и экологического состояния города Смоленска и муниципальных образований Смоленской области, находящихся в доступной близости к полигону твердых бытовых отходов;

- обеспечение надлежащего сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов из города Смоленска и муниципальных образований Смоленской области, находящихся в доступной близости к полигону твердых бытовых отходов;

- рекультивация и возврат в хозяйственный оборот нарушенных земель;

- обеспечение возврата в экономику вторичных материальных ресурсов

Организация управления Программой и контроль за ее реализацией

контроль за ходом реализации Программы осуществляют участник Программы - общество с ограниченной ответственностью "Смоленские вторичные ресурсы", Администрация Смоленской области, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с их полномочиями, установленными федеральным и областным законодательством


 1. Характеристика существующего состояния системы коммунальной инфраструктуры в сфере твердых бытовых отходов Смоленской области


Смоленская область входит в состав Центрального федерального округа. Площадь ее составляет 49779 кв. км, численность населения на 1 января 2013 года - 975188 человек. В состав Смоленской области входят: 2 городских округа и 25 муниципальных районов, на территории которых находятся 25 городских и 298 сельских поселений.

Одна из наиболее актуальных экологических проблем в Смоленской области связана со сферой обращения с твердыми бытовыми отходами.

Основные показатели существующей системы обращения с ТБО на территории муниципальных образований Смоленской области отражены в таблице.

Таблица


 Основные показатели существующей системы обращения с ТБО на территории муниципальных образований Смоленской области

N п/п

Наименование показателя

Единица измерения

Показатель

1

2

3

4

1.

Административно-территориальное деление

единиц

1.1.

Городские округа и муниципальные районы

27

1.2.

Административно-территориальные единицы

350

1.3.

Населенные пункты

4891

2.

Площадь территории

кв. км

49779

3.

Численность населения на 1 января 2013 г.

человек

975188

4.

Специализированные организации, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТБО

4.1.

Количество

единиц

57

4.2.

Имеющие лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению ТБО I - IV классов опасности

штук

47

4.3.

Площадь территорий организаций

га

683,6

4.4.

Площадь производственных помещений

тыс. кв. м

36,3

4.5.

Численность сотрудников

человек

2818

4.6.

Численность производственных рабочих

человек

1409

4.7.

Объем вывезенных ТБО

куб. м/год

1919287

5.

Специализированная техника

единиц

638

5.1.

Спецтранспорт для вывоза ТБО

135

5.2.

Спецтранспорт для вывоза жидких бытовых отходов

42

5.3.

Спецтранспорт для механизированной уборки дорожных покрытий

211

5.4.

Другая спецтехника

250

6.

Количество контейнеров

штук

9926

7.

Количество контейнерных площадок

единиц

2619

8.

Объекты размещения ТБО

штук/га

118/1108,9

8.1.

Полигон ТБО

16/75,7

8.2.

Санкционированные свалки

58/852,5

8.3.

Несанкционированные свалки

38/159,7

8.4.

Законсервированные свалки

6/21


В Смоленской области зарегистрированы и функционируют 16 полигонов ТБО и 58 санкционированных свалок. Кроме того, зафиксированы 38 несанкционированных свалок.

(в ред. постановления Администрации Смоленской области от 13.11.2014 N 764)

Полигоны захоронения твердых бытовых отходов являются одной из важных составляющих системы санитарной очистки города, от их безопасного функционирования зависит экологическое благополучие горожан. Решение вопроса строительства полигонов захоронения ТБО с одновременным приведением их в соответствие с требованиями действующих норм и правил в течение ближайших пяти лет является необходимым. Несоблюдение нормативных требований к обустройству, эксплуатации действующих и рекультивации отработанных полигонов приводит к регулярному возгоранию отходов, загрязнению поверхностных и грунтовых вод, что ухудшает экологическую ситуацию прилегающих к полигонам территорий населенных пунктов, сокращает срок эксплуатации полигонов. Происходит загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, наносящее значительный экологический и экономический ущерб.

На территории Смоленской области ежегодно образуется 350 тысяч тонн твердых бытовых отходов и только 249 тысяч тонн направляются для размещения и захоронения на существующие полигоны твердых бытовых отходов на территории Смоленской области. Низкая степень использования отходов приводит к тому, что в 15 муниципальных районах Смоленской области ежегодно образуются твердые бытовые отходы в количестве 101 тысячи тонн, которые размещаются на санкционированных свалках (временные площадки для размещения отходов), а также в несанкционированных местах, на территориях, не предназначенных для размещения отходов.

Улучшение ситуации возможно только путем проектирования и строительства современных полигонов ТБО в каждом муниципальном образовании Смоленской области.

Вышеперечисленные факты явились основанием для разработки комплекса мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Смоленской области.

Программно-целевой метод позволит соблюсти единый подход при выполнении мероприятий в рамках областной целевой программы, минимизировать риски нецелевого использования бюджетных средств, а также сконцентрировать все организационные и финансовые ресурсы на решении первоочередных задач.


Анализ существующего состояния в сфере утилизации ТБО, образующихся в городе Смоленске, и предлагаемые пути улучшения ситуации


На территории города Смоленска не применяется система раздельного сбора мусора и отсутствует мусороперерабатывающий завод, основная часть твердых бытовых отходов не перерабатывается, а подлежит захоронению в единственном месте захоронения твердых отходов в непосредственной близости от города Смоленска - на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, северо-восточнее деревни Замятлино на расстоянии 3,2 км.

Бесчисленные попытки решения проблемы утилизации ТБО путем захоронения на полигонах, мусоросжигания, компостирования не привели и не могли привести к положительным результатам. Причиной является убыточность традиционных технологий захоронения, создающих не только экологические, но и большие экономические проблемы. Технологией, которая, несмотря на свою простоту, еще мало применяется и в мире, и в России, является глубокое прессование ТБО, которое целесообразно проводить после предварительной сортировки. Указанная технология не конфликтует ни с одной из существующих технологий, напротив, повышает их эффективность. Важно, что сортировка и глубокое прессование ТБО являются первым шагом, фундаментом, обеспечивающим наибольшую эффективность. Именно сортировка и глубокое прессование ТБО могут являться основой построения экологически безопасной и высокодоходной системы утилизации ТБО. Оставшиеся после сортировки ТБО формируются в кипы размером 1 x 1 x 1,5 метра, которые автоматически обвязываются. Сформированные на прессе кипы при помощи погрузчика укладываются на полигоне в пласты высотой примерно 5 м (5 тюков); поверхность каждого последующего пласта покрывается небольшим слоем земли толщиной 20 см.

Полигон ТБО коренным образом меняет свой облик. Тормозятся процессы гниения, выделение токсичного и пожароопасного биогаза при захоронении в брикетах сокращается на 95%. Срок эксплуатации полигона продлевается в 2 - 3 раза, для высотных - в 4 - 10 раз. Сокращаются площади под полигоны, упрощается формирование высотных полигонов, резко сокращается количество техники и рабочих на полигоне. При использовании для полигонов карьеров после закрытия полигона получается полезная площадь вместо потери земельных участков.

Исключаются характерные для утилизации ТБО экологические проблемы: загрязнение подземных вод инфицированными стоками свалки и фильтратами атмосферных осадков, пожары от возгорания биогаза, разнос инфекций биогазом, бездомными людьми, животными, птицами, нет легкого мусора, покрывающего большие территории вокруг свалки, нет провалов, образующихся при самоуплотнении и разрушающих защитные слои. Полигон из брикетов не вызывает отрицательной реакции населения.

Состав объектов коммунальной инфраструктуры системы коммунальной инфраструктуры, в связи с модернизацией которой планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджета Смоленской области в рамках Программы, с указанием сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении каждого из таких объектов, представлен в приложении N 1 к Программе.


2. Цель Программы


Целью Программы является формирование комплексной системы управления ТБО и ВМР на территории Кощинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области для снижения негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду на территории Смоленской области. Программа основана на следующих базовых принципах:

- финансирование мероприятий из разных источников, включая внебюджетные;

- развитие различных форм государственно-частного партнерства с целью привлечения средств внебюджетных источников для финансирования проекта строительства мусоросортировочного завода с полигоном и создания системы отбора и реализации вторичных материальных ресурсов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»