Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 22.12.2014)

2.7. SWOT-анализ туристско-рекреационного комплекса Вологодской области

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА (ПРЕИМУЩЕСТВА)

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА (НЕДОСТАТКИ)

наличие уникальных памятников истории и культуры;
богатый природный потенциал области:
желание муниципальных районов области развивать туризм (16 районов из 28 вовлечены в сферу туристской деятельности);
территориальная близость к Москве и Санкт-Петербургу;
удобное транспортное сообщение различными видами транспорта;
сильные культурно-исторические традиции;
наличие исконно вологодских народных промыслов (вологодское кружево, северная чернь, шемогодская резьба по бересте и т.д.);
наличие качественной продовольственной продукции;
широкий спектр видов туризма в области

умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность;
недостаточное развитие транспортной инфраструктуры и ограниченная транспортная доступность отдаленных туристских центров и дестинаций;
недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере туризма;
низкое качество сервиса туристской инфраструктуры;
недостаточное развитие объектов индустрии развлечений;
несоответствие цены и качества услуг;
недостаточное рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках;
отсутствие отраслевой статистики;
неподготовленность населения районов области к работе с туристами

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения - 218 объектов;
28 музеев федерального, областного и муниципального значения;
наличие уникальных туристских ресурсов (музей фресок Дионисия, 11 населенных пунктов области внесены в Список исторических городов и населенных мест России);
функционирование экскурсионно-методической комиссии по подготовке экскурсоводов

недостаточное финансирование работ по реставрации памятников архитектуры в районах, перспективных для развития туризма;
отсутствие инфраструктуры, подъездных путей, стоянок, смотровых площадок, обустройства объектов показа, системы обеспечения безопасности;
недостаточный уровень подготовки кадров;
конкуренция со стороны регионов, обладающих высоким культурным потенциалом ("Золотое кольцо", республика Карелия и др.)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОДНОГО (РЕЧНОГО) ТУРИЗМА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВОДНОГО (РЕЧНОГО) ТУРИЗМА

наличие крупных транспортных артерий - Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы;
наличие уникального историко-культурного и богатого природного потенциала области;
наличие туроператоров по речному туризму;
привлечение иностранных туристов;
развитие сувенирного производства и народных художественных промыслов;
активизация местного населения

сезонность турпродукта, большой поток экскурсантов одновременно (в пик сезона);
отсутствие современных причалов, обеспечивающих безопасный прием туристов;
неразвитость береговой инфраструктуры; неразвитость внутренних речных перевозок;
высокая степень изношенности судов, отсутствие средств на закупку современных новых теплоходов

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА

организация выставок, ярмарок, совещаний и проведение конференций российского масштаба;
познавательная (знакомство с достопримечательностями, культурная программа) и рекреационная (отдых и развлечения) составляющие;
развитие агломерации Вологда - Череповец

нехватка гостиничных номеров при проведении массовых мероприятий, выставок и т.п.;
отсутствие бизнес-центров;
отсутствие опыта в развитии делового туризма

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ДЕРЕВЕНСКОГО ТУРИЗМА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ДЕРЕВЕНСКОГО ТУРИЗМА

наличие природных ресурсов (77 природных заказников, 82 памятника природы, 4 природных резервата);
Дарвинский государственный биосферный заповедник и национальный парк "Русский Север";
особо охраняемые природные территории ("Атлека", "Урочище Опоки" и др.);
благоприятные условия для развития деревенского туризма во многих районах области

слабая предпринимательская активность населения;
отсутствие специальных программ кредитования для жителей сельской местности, желающих начать предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
слабое продвижение турпродукта на туристском рынке;
неблагоприятная эпидемиологическая обстановка по клещу

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА

восстановление традиций проведения народных ярмарок, гуляний;
возможность проведения мероприятий на территории любого муниципального района;
привлечение значительного потока посетителей одновременно;
планирование устойчивого потока посетителей согласно плану проведения мероприятий;
формирование благоприятного имиджа районов

недостаточно высокий уровень подготовки мероприятий в районах;
однообразность проведения;
зависимость от погодных условий;
недостаточное количество мест размещения и низкое качество сервиса туристской инфраструктуры;
отсутствие сервиса ярмарочного обслуживания (экскурсоводы, групповоды);
слабая информированность населения области о мероприятиях, проводимых в районах;
незаинтересованность туристских организаций в реализации турпродукта

ВОЗМОЖНОСТИ (ПЕРСПЕКТИВЫ) ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА ДО 2020 ГОДА

УГРОЗЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА

привлечение инвесторов с целью развития туристской инфраструктуры;
улучшение социально-экономической ситуации в области, способствующей формированию регионального спроса на туристские услуги;
создание дополнительных рабочих мест;
активная маркетинговая политика;
расширение спектра предлагаемых услуг, улучшение качества обслуживания и безопасности туристов;
разработка новых туристских маршрутов и туристских проектов, в том числе всесезонных;
привлечение иностранных туристов

конкуренция со стороны других туристских центров России ("Золотое кольцо России", турпродукт республики Карелия и др.), а также ближнего и дальнего зарубежья;
потеря туристского рынка из-за низкого уровня туристского сервиса;
рост цен на туристские услуги и, как следствие, сокращение потока въездных туристов;
социально-экономическая и политическая дестабилизация в России;
нарастание проблем, связанных с ухудшением экологической обстановки

 

Сопоставляя сильные стороны и возможности развития сферы туризма в области, можно выделить основные виды туризма, которые могут стать "точками роста" сферы туризма в области.

Наличие значительного историко-культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и ростом платежеспособности населения позволяет развивать культурно-познавательный, усадебный, паломнический и событийный туризм. Государственная поддержка объектов историко-культурного наследия (реставрация) и привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций, фольклорных мероприятий с использованием природного и культурного потенциала области позволяют повысить привлекательность культурно-познавательного и событийного туризма в области. Реставрация православных святынь и усадебных комплексов, благоустройство чудотворных источников стимулируют дальнейшее развитие усадебного и паломнического туризма в области. Возрождение исторических усадебных комплексов является пока не использованным, но неиссякаемым ресурсом экономического и культурного развития Вологодчины и России в целом.

Большой потенциал роста имеет водный (речной) туризм, так как тенденция его развития характеризуется устойчивым ростом спроса на теплоходные маршруты. SWOT-анализ водного туризма свидетельствует о необходимости развития туристской инфраструктуры: реконструкции и строительства современных причалов, обустройства зеленых стоянок.

Значительный потенциал развития имеет экологический, деревенский и приключенческий туризм.

В последние годы на мировом туристском рынке наблюдается рост спроса на экологический туризм. Увеличение туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели "море - солнце - пляж" к принципу "знание - ландшафт - досуг".

Вологодская область, обладая достаточными природными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экологического туризма.

Развитие деревенского туризма в Вологодской области перспективно для многих районов, особенно тех, которые расположены рядом с памятниками природы, объектами историко-культурного и духовного наследия.

Развитию делового туризма в области может способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов, улучшение качества дорог, транспортных средств. Центры развития делового туризма: города Вологда, Череповец, Великий Устюг.

Сопоставляя слабые стороны и возможности видов туризма в области, можно сделать вывод, что законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в области.