СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА (ПРЕИМУЩЕСТВА) | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА (НЕДОСТАТКИ) |
наличие уникальных памятников истории и культуры; | умеренно-континентальный климат (короткое лето и продолжительная зима), высокая сезонность; |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА |
761 недвижимый памятник истории и культуры, в том числе федерального значения - 218 объектов; | недостаточное финансирование работ по реставрации памятников архитектуры в районах, перспективных для развития туризма; |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ВОДНОГО (РЕЧНОГО) ТУРИЗМА | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ВОДНОГО (РЕЧНОГО) ТУРИЗМА |
наличие крупных транспортных артерий - Волго-Балтийского водного пути и Северо-Двинской водной системы; | сезонность турпродукта, большой поток экскурсантов одновременно (в пик сезона); |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ТУРИЗМА |
организация выставок, ярмарок, совещаний и проведение конференций российского масштаба; | нехватка гостиничных номеров при проведении массовых мероприятий, выставок и т.п.; |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ДЕРЕВЕНСКОГО ТУРИЗМА | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ДЕРЕВЕНСКОГО ТУРИЗМА |
наличие природных ресурсов (77 природных заказников, 82 памятника природы, 4 природных резервата); | слабая предпринимательская активность населения; |
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА | СЛАБЫЕ СТОРОНЫ СОБЫТИЙНОГО ТУРИЗМА |
восстановление традиций проведения народных ярмарок, гуляний; | недостаточно высокий уровень подготовки мероприятий в районах; |
ВОЗМОЖНОСТИ (ПЕРСПЕКТИВЫ) ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА ДО 2020 ГОДА | УГРОЗЫ ВСЕХ ВИДОВ ТУРИЗМА |
привлечение инвесторов с целью развития туристской инфраструктуры; | конкуренция со стороны других туристских центров России ("Золотое кольцо России", турпродукт республики Карелия и др.), а также ближнего и дальнего зарубежья; |
Сопоставляя сильные стороны и возможности развития сферы туризма в области, можно выделить основные виды туризма, которые могут стать "точками роста" сферы туризма в области.
Наличие значительного историко-культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и ростом платежеспособности населения позволяет развивать культурно-познавательный, усадебный, паломнический и событийный туризм. Государственная поддержка объектов историко-культурного наследия (реставрация) и привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры, а также проведение фестивалей, ярмарок, конференций, фольклорных мероприятий с использованием природного и культурного потенциала области позволяют повысить привлекательность культурно-познавательного и событийного туризма в области. Реставрация православных святынь и усадебных комплексов, благоустройство чудотворных источников стимулируют дальнейшее развитие усадебного и паломнического туризма в области. Возрождение исторических усадебных комплексов является пока не использованным, но неиссякаемым ресурсом экономического и культурного развития Вологодчины и России в целом.
Большой потенциал роста имеет водный (речной) туризм, так как тенденция его развития характеризуется устойчивым ростом спроса на теплоходные маршруты. SWOT-анализ водного туризма свидетельствует о необходимости развития туристской инфраструктуры: реконструкции и строительства современных причалов, обустройства зеленых стоянок.
Значительный потенциал развития имеет экологический, деревенский и приключенческий туризм.
В последние годы на мировом туристском рынке наблюдается рост спроса на экологический туризм. Увеличение туристских потоков связано с изменениями в ценностной ориентации туристов от традиционной модели "море - солнце - пляж" к принципу "знание - ландшафт - досуг".
Вологодская область, обладая достаточными природными ресурсами, может занять определенную нишу на рынке экологического туризма.
Развитие деревенского туризма в Вологодской области перспективно для многих районов, особенно тех, которые расположены рядом с памятниками природы, объектами историко-культурного и духовного наследия.
Развитию делового туризма в области может способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов, улучшение качества дорог, транспортных средств. Центры развития делового туризма: города Вологда, Череповец, Великий Устюг.
Сопоставляя слабые стороны и возможности видов туризма в области, можно сделать вывод, что законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура сферы туризма не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в области.