В июне 2007 года Вологодским научно-координационным центром ЦЭМИ РАН проведен социологический опрос жителей крупных городов области - Вологды и Череповца. Результаты опроса подтвердили привлекательность области с точки зрения развития туризма.
Привлекательность области, по мнению 46.7% респондентов, в первую очередь обусловлена богатым историко-культурным потенциалом, а также наличием живописных природных ландшафтов (30.9%) и традиционных народных промыслов (30.5%).
Около 70% населения области, принимавшего участие в опросе, хотя бы раз в год путешествовали по Вологодской области, что является благоприятным фактором для развития внутреннего туризма.
Привлекательность региона обусловлена наличием широко известных не только в России, но и за ее пределами туристских проектов: "Великий Устюг - родина Деда Мороза", "Вологда - кружевная столица России".
Среди направлений туристских потоков население считает наиболее привлекательными Великоустюгский, Кирилловский, Белозерский и Вологодский районы.
Более половины респондентов отмечают недостаток информации о существующих туристских маршрутах по области, туристских организациях, занимающихся организацией туров по области, и местах размещения на территории области. При наличии информации о возможностях путешествия по области привлекательность региона в сфере туризма будет расти.
Результаты опроса "Оценка туристских приоритетов и потребностей населения в туристских услугах" показали следующее:
наиболее привлекательными видами туризма являются деревенский (40.4%), культурно-познавательный (38%), приключенческий (36%), лечебно-оздоровительный (34.8%);
76.7% опрошенного населения доступны туристские поездки по области;
53.3% населения готовы пользоваться услугами туристских организаций при организации санаторно-курортного лечения и 43.3% - при организации экскурсий;
47% респондентов считают наиболее удобным для путешествия средством автомобиль, 31.0% - автобус и 27.3% - железнодорожный транспорт.
Опрос "Оценка влияния туризма на социально-экономическое развитие области" показал следующее:
в ряде районов области туризм стал неотъемлемой частью жизнедеятельности местного населения, жители области оказываются вовлеченными в сферу туризма путем различных форм участия;
более 60% опрошенного населения считают сферу туризма выгодной для вложения собственных средств;
более 50% респондентов считают перспективной формой участия в сфере туризма создание туристской организации, 36% - организацию бизнеса в сфере общественного питания и торговли, 32% - сдачу в аренду помещений, 30% - торговлю сувенирами и различной рекламно-информационной продукцией.
Развитие туризма и увеличение потока туристов в область приведет к:
появлению дополнительных рабочих мест на рынке труда (42.3% респондентов);
возрождению и развитию народных художественных промыслов (38.8%);
получению дополнительных доходов (35.3%);
развитию инфраструктуры (29.2%).
Среди основных негативных моментов развития туризма и увеличения потока туристов в области население считает:
рост цен в торговле (52.6%);
ухудшение экологической обстановки (42.7%);
рост нарушений правопорядка (24.2%).