На сегодняшний день одной из значимых тенденций развития туризма в России являются усиление конкуренции на рынке туристского предложения и, как следствие, появление все большего числа регионов с обширными амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщение рынка однотипными туристскими предложениями. В результате сложившейся ситуации региону необходимо стремиться не только сохранить, но и упрочить свои позиции на рынке туризма путем планирования туристской деятельности на основе принципов устойчивого развития, которые предусматривают долгосрочные инвестиции в сферу туризма и имеют четкие региональные стратегии. Соответственно, повышается роль региональной политики развития туризма региона в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских дестинаций на внешнем и внутреннем рынках.
Вологодская область не является исключением и также нуждается в целенаправленной региональной политике развития туризма на долгосрочную перспективу.
Проведенная оценка развития туризма по результатам социологического опроса, SWOT-анализа туристского-рекреационного комплекса области и выявленные в результате проблемы в сфере туризма позволили обозначить целевые ориентиры и приоритетные направления развития туризма в области.
В соответствии с этим формируются цель и основные задачи развития сферы туризма в Вологодской области (схема 1).
Схема 1
┌═══════════════════════════════════════════════════════════════════‰
│ Стратегическая цель развития сферы туристской индустрии │
│создание оптимальных условий на территории Вологодской области для │
│реализации ее комплексного экономического, социального и ресурсного│
│потенциала, природного и культурного наследия, развития полезного │
│ассортимента конкурентоспособного туристского продукта и услуг │
│туристического обслуживания для удовлетворения потребностей │
│населения в отдыхе, досуге и оздоровлении │
└═════════════════════════════════┬═════════════════════════════════…
v
┌═════════════════‰
│Целевые ориентиры│
└════════┬════════…
┌══════════════════════════┬═════════════┴┬══════════════┬════════════════════════‰
v v │ v v
┌═══════════════════════‰┌═══════════════════════════‰│ ┌═════════════════════════‰┌══════════════════════‰
│Продвижение туристского││Формирование нового ││ │Расширение возможностей ││Подготовка и повышение│
│потенциала области на ││конкурентоспособного ││ │для инвестирования в ││квалификации кадров в │
│национальном туристском││туристского продукта, ││ │туристскую инфраструктуру││сфере туристского │
│рынке ││выходящего за рамки ││ │ ││обслуживания │
│ ││традиционного представления││ │ ││ │
│ ││о туристском предложении ││ │ ││ │
│ ││Вологодской области ││ │ ││ │
└═══════════════════════…└═══════════════════════════…│ └═════════════════════════…└══════════════════════…
v
┌═════════════════‰
│ Задачи │
└═════════┬═══════…
┌═════════════════┬════════════════════┬═════┴═════════════════┬══════════════════════‰
v v v v v
┌══════════════════‰┌══════════════‰┌═══════════════════════‰┌══════════════════════‰┌════════════════════‰
│1. Создание ││2. Развитие ││3. Привлечение частного││4. Повышение ││5. Совершенствование│
│сбалансированного ││межотраслевого││капитала в развитие ││конкурентоспособности ││системы подготовки, │
│рынка туристских ││сотрудничества││туристской ││турпродукта и развитие││переподготовки и │
│услуг на основе ││ ││инфраструктуры ││материальной базы и ││повышения │
│приоритетного ││ ││(государственно-частное││инфраструктуры туризма││квалификации кадров │
│развития въездного││ ││партнерство) ││ ││для сферы туризма │
│и внутреннего ││ ││ ││ ││ │
│туризма ││ ││ ││ ││ │
└══════════════════…└══════════════…└═══════════════════════…└══════════════════════…└════════════════════…
Продолжение схемы 1
┌══════════════════════════════════════════════════════════════‰
┌══════════════┤ Основные направления реализации цели и задач ├══════════════════════‰
│ └══════════════════┬═════════════════════════════════┬═════════… │
v v v v
┌════════════════════════════════‰ ┌════════════════════════‰ ┌══════════════════════‰ ┌═════════════════‰
│ Правовые условия │ │ Информационные условия │ │Инвестиционные условия│ │Кадровые условия │
│Создание нормативно-правовых │ │Разработка и продвижение│ │Развитие туристской │ │Подготовка кадров│
│условий для развития туризма │ │на рынке туруслуг │ │инфраструктуры │ │ │
└═══════════════┬════════════════… │приоритетных туристских │ └══════════┬═══════════… └════════┬════════…
v │проектов │ v v
┌════════════════════════════════‰ └═══════════┬════════════… ┌═══════════════════════════════‰┌════════════════════════════════‰
│- разработка предложений по │ v │- развитие материальной базы ││- совершенствование системы │
│совершенствованию │┌════════════════════════════════‰│индустрии туризма путем ││подготовки, переподготовки и │
│законодательства в сфере туризма││- продвижение образа Вологодской││привлечения инвестиций для ││повышения квалификации кадров │
│на федеральном уровне; ││области как благоприятного места││строительства туристской ││для сферы туризма (разработка и │
│- создание и совершенствование ││для туризма (имиджевая ││инфраструктуры (строительство ││утверждение программы развития │
│нормативно-правовой базы, ││стратегия); ││гостиничных комплексов и сети ││кадрового потенциала в │
│регулирующей деятельность на ││- разработка и продвижение ││малых гостиниц, развитие сети ││туристской индустрии области; │
│территории области и создающей ││перспективных видов туризма в ││быстрого питания, придорожного ││проведение курсов экскурсоводов │
│благоприятные условия для ││области и межрегиональных ││сервиса, торговых и ││и оказание методической помощи │
│развития внутреннего и въездного││туристских проектов (создание ││развлекательных комплексов, ││экскурсоводам; проведение │
│туризма; ││совместных турпродуктов с ││развитие специализированного ││семинаров, конференций и │
│- создание единого реестра ││соседними регионами и др.); ││туристского транспорта и др.); ││совещаний по вопросам развития │
│средств размещения и ││- развитие приоритетных ││- создание информационной базы ││кадрового потенциала в │
│туристско-рекреационных ││туристских проектов в области и ││данных инвестиционных проектов ││туристской сфере и др.); │
│ресурсов области; ││их продвижение на рынке ││в сфере туризма (формирование ││- совершенствование существующих│
│- разработка предложений по ││туристских услуг; ││каталога инвестиционных ││профессиональных стандартов к │
│совершенствованию ││- осуществление ││проектов в сфере туризма ││основным должностям работников │
│статистического учета в сфере ││рекламно-информационной ││области, продвижение и ││туристской индустрии; │
│туризма; ││деятельности, направленной на ││презентация на российских ││- реализация программ учебных │
│- разработка стандартов качества││формирование благоприятного ││инвестиционных выставках, ││курсов, соответствующих │
│туристских услуг; ││имиджа области в сфере туризма и││публикации в специализированных││отраслевым потребностям и │
│- создание Координационного ││рекреации; ││СМИ и др.); ││предусматривающих практическое │
│совета по туризму для повышения ││- развитие деятельности ││- создание условий для ││обучение персонала; │
│эффективности государственного ││туристско-информационного центра││предоставления, оформления и ││- проведение мониторинга │
│регулирования туристской ││по оказанию услуг туристам; ││резервирования земельных ││потребностей в квалифицированных│
│деятельности и обеспечения ││- проведение маркетинговых ││участков под строительство ││кадрах в индустрии │
│межотраслевой координации в ││исследований развития сферы ││объектов туристской ││гостеприимства │
│сфере туризма; ││туризма в области (определение ││инфраструктуры в муниципальных ││ │
│- проведение системных научных ││востребованных и выгодных для ││образованиях области ││ │
│исследований в сфере туризма ││области приоритетных туристских │└═══════════════════════════════…└════════════════════════════════…
│(исследования туристского рынка,││проектов и турпродуктов); │
│анализ перспектив развития ││- разработка целевых показателей│
│туристской индустрии и др.) ││мониторинга развития туристской │
└════════════════════════════════…│индустрии в области │
└════════════════════════════════…
Реализация всех перечисленных выше мер, принимаемых органами исполнительной государственной власти области, позволит значительно увеличить поток туристов и приток денежных поступлений в экономику региона, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, стимулировать развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.