Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 22.12.2014)

3.1. Цели, задачи и основные направления развития сферы туризма в области


На сегодняшний день одной из значимых тенденций развития туризма в России являются усиление конкуренции на рынке туристского предложения и, как следствие, появление все большего числа регионов с обширными амбициозными планами привлечения туристов, а также перенасыщение рынка однотипными туристскими предложениями. В результате сложившейся ситуации региону необходимо стремиться не только сохранить, но и упрочить свои позиции на рынке туризма путем планирования туристской деятельности на основе принципов устойчивого развития, которые предусматривают долгосрочные инвестиции в сферу туризма и имеют четкие региональные стратегии. Соответственно, повышается роль региональной политики развития туризма региона в целом, а также целевого продвижения отдельных туристских дестинаций на внешнем и внутреннем рынках.

Вологодская область не является исключением и также нуждается в целенаправленной региональной политике развития туризма на долгосрочную перспективу.

Проведенная оценка развития туризма по результатам социологического опроса, SWOT-анализа туристского-рекреационного комплекса области и выявленные в результате проблемы в сфере туризма позволили обозначить целевые ориентиры и приоритетные направления развития туризма в области.

В соответствии с этим формируются цель и основные задачи развития сферы туризма в Вологодской области (схема 1).

 

Схема 1

                   ┌═══════════════════════════════════════════════════════════════════‰
                   │      Стратегическая цель развития сферы туристской индустрии      │
                   │создание оптимальных условий на территории Вологодской области для │
                   │реализации ее комплексного экономического, социального и ресурсного│
                   │потенциала, природного и культурного наследия, развития полезного  │
                   │ассортимента конкурентоспособного туристского продукта и услуг     │
                   │туристического обслуживания для удовлетворения потребностей        │
                   │населения в отдыхе, досуге и оздоровлении                          │
                   └═════════════════════════════════┬═════════════════════════════════…
                                                     v

                                            ┌═════════════════‰
                                            │Целевые ориентиры│
                                            └════════┬════════…
            ┌══════════════════════════┬═════════════┴┬══════════════┬════════════════════════‰
            v                          v              │              v                        v

┌═══════════════════════‰┌═══════════════════════════‰│ ┌═════════════════════════‰┌══════════════════════‰
│Продвижение туристского││Формирование нового        ││ │Расширение возможностей  ││Подготовка и повышение│
│потенциала области на  ││конкурентоспособного       ││ │для инвестирования в     ││квалификации кадров в │
│национальном туристском││туристского продукта,      ││ │туристскую инфраструктуру││сфере туристского     │
│рынке                  ││выходящего за рамки        ││ │                         ││обслуживания          │
│                       ││традиционного представления││ │                         ││                      │
│                       ││о туристском предложении   ││ │                         ││                      │
│                       ││Вологодской области        ││ │                         ││                      │
└═══════════════════════…└═══════════════════════════…│ └═════════════════════════…└══════════════════════…
                                                      v

                                            ┌═════════════════‰
                                            │     Задачи      │
                                            └═════════┬═══════…
         ┌═════════════════┬════════════════════┬═════┴═════════════════┬══════════════════════‰
         v                 v                    v                       v                      v

┌══════════════════‰┌══════════════‰┌═══════════════════════‰┌══════════════════════‰┌════════════════════‰
│1. Создание       ││2. Развитие   ││3. Привлечение частного││4. Повышение          ││5. Совершенствование│
│сбалансированного ││межотраслевого││капитала в развитие    ││конкурентоспособности ││системы подготовки, │
│рынка туристских  ││сотрудничества││туристской             ││турпродукта и развитие││переподготовки и    │
│услуг на основе   ││              ││инфраструктуры         ││материальной базы и   ││повышения           │
│приоритетного     ││              ││(государственно-частное││инфраструктуры туризма││квалификации кадров │
│развития въездного││              ││партнерство)           ││                      ││для сферы туризма   │
│и внутреннего     ││              ││                       ││                      ││                    │
│туризма           ││              ││                       ││                      ││                    │
└══════════════════…└══════════════…└═══════════════════════…└══════════════════════…└════════════════════…


Продолжение схемы 1

                               ┌══════════════════════════════════════════════════════════════‰
                ┌══════════════┤         Основные направления реализации цели и задач         ├══════════════════════‰
                │              └══════════════════┬═════════════════════════════════┬═════════…                      │ 
                v                                 v                                 v                                v

┌════════════════════════════════‰    ┌════════════════════════‰         ┌══════════════════════‰           ┌═════════════════‰
│        Правовые условия        │    │ Информационные условия │         │Инвестиционные условия│           │Кадровые условия │
│Создание нормативно-правовых    │    │Разработка и продвижение│         │Развитие туристской   │           │Подготовка кадров│
│условий для развития туризма    │    │на рынке туруслуг       │         │инфраструктуры        │           │                 │
└═══════════════┬════════════════…    │приоритетных туристских │         └══════════┬═══════════…           └════════┬════════…
                v                     │проектов                │                    v                                v

┌════════════════════════════════‰    └═══════════┬════════════…    ┌═══════════════════════════════‰┌════════════════════════════════‰
│- разработка предложений по     │                v                 │- развитие материальной базы   ││- совершенствование системы     │
│совершенствованию               │┌════════════════════════════════‰│индустрии туризма путем        ││подготовки, переподготовки и    │
│законодательства в сфере туризма││- продвижение образа Вологодской││привлечения инвестиций для     ││повышения квалификации кадров   │
│на федеральном уровне;          ││области как благоприятного места││строительства туристской       ││для сферы туризма (разработка и │
│- создание и совершенствование  ││для туризма (имиджевая          ││инфраструктуры (строительство  ││утверждение программы развития  │
│нормативно-правовой базы,       ││стратегия);                     ││гостиничных комплексов и сети  ││кадрового потенциала в          │
│регулирующей деятельность на    ││- разработка и продвижение      ││малых гостиниц, развитие сети  ││туристской индустрии области;   │
│территории области и создающей  ││перспективных видов туризма в   ││быстрого питания, придорожного ││проведение курсов экскурсоводов │
│благоприятные условия для       ││области и межрегиональных       ││сервиса, торговых и            ││и оказание методической помощи  │
│развития внутреннего и въездного││туристских проектов (создание   ││развлекательных комплексов,    ││экскурсоводам; проведение       │
│туризма;                        ││совместных турпродуктов с       ││развитие специализированного   ││семинаров, конференций и        │
│- создание единого реестра      ││соседними регионами и др.);     ││туристского транспорта и др.); ││совещаний по вопросам развития  │
│средств размещения и            ││- развитие приоритетных         ││- создание информационной базы ││кадрового потенциала в          │
│туристско-рекреационных         ││туристских проектов в области и ││данных инвестиционных проектов ││туристской сфере и др.);        │
│ресурсов области;               ││их продвижение на рынке         ││в сфере туризма (формирование  ││- совершенствование существующих│
│- разработка предложений по     ││туристских услуг;               ││каталога инвестиционных        ││профессиональных стандартов к   │
│совершенствованию               ││- осуществление                 ││проектов в сфере туризма       ││основным должностям работников  │
│статистического учета в сфере   ││рекламно-информационной         ││области, продвижение и         ││туристской индустрии;           │
│туризма;                        ││деятельности, направленной на   ││презентация на российских      ││- реализация программ учебных   │
│- разработка стандартов качества││формирование благоприятного     ││инвестиционных выставках,      ││курсов, соответствующих         │
│туристских услуг;               ││имиджа области в сфере туризма и││публикации в специализированных││отраслевым потребностям и       │
│- создание Координационного     ││рекреации;                      ││СМИ и др.);                    ││предусматривающих практическое  │
│совета по туризму для повышения ││- развитие деятельности         ││- создание условий для         ││обучение персонала;             │
│эффективности государственного  ││туристско-информационного центра││предоставления, оформления и   ││- проведение мониторинга        │
│регулирования туристской        ││по оказанию услуг туристам;     ││резервирования земельных       ││потребностей в квалифицированных│
│деятельности и обеспечения      ││- проведение маркетинговых      ││участков под строительство     ││кадрах в индустрии              │
│межотраслевой координации в     ││исследований развития сферы     ││объектов туристской            ││гостеприимства                  │
│сфере туризма;                  ││туризма в области (определение  ││инфраструктуры в муниципальных ││                                │
│- проведение системных научных  ││востребованных и выгодных для   ││образованиях области           ││                                │
│исследований в сфере туризма    ││области приоритетных туристских │└═══════════════════════════════…└════════════════════════════════…
│(исследования туристского рынка,││проектов и турпродуктов);       │
│анализ перспектив развития      ││- разработка целевых показателей│
│туристской индустрии и др.)     ││мониторинга развития туристской │
└════════════════════════════════…│индустрии в области             │
                                  └════════════════════════════════…


Реализация всех перечисленных выше мер, принимаемых органами исполнительной государственной власти области, позволит значительно увеличить поток туристов и приток денежных поступлений в экономику региона, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая значительный мультипликативный эффект туризма, стимулировать развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.