Актуальной проблемой в настоящее время является депопуляция населения России. Первостепенной составляющей депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Современная демографическая ситуация в Калининградской области характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом, который с каждым годом увеличивается и по состоянию на 2000 год составил 7037 человек. Продолжается общее старение населения, вызванное высокой смертностью (число умерших с каждым годом растет, сравнивая показатели 1999 и 2000 гг., увеличение составляет 8,3%; за 2001 год число умерших в 1,93 раза превышает число родившихся), что приводит к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека. За 10 лет (1990-2000 гг.) число родившихся за один год в области уменьшилось с 10,511 тысяч человек (1990 г.) до 7,573 тысяч человек (2000 г.), т.е. на 28%.
На фоне общего ухудшения демографической ситуации в Калининградской области демографическая ситуация в сельской местности стоит особенно остро. Люди уходят из деревни, особенно молодежь.
Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 1999 году по данным Госкомстата Российской Федерации он уменьшился до 1,17. По данным Калининградского областного комитета государственной статистики, данный показатель в регионе в 2001 году составлял 1,12; в соответствии с демографическим прогнозом по Калининградской области на 2001-2015 годы показатель воспроизводства населения к 2015 году может уменьшиться до 1,067.
Репродуктивное поведение молодых семей (на которые приходится основная масса рождаемости детей: 80,02% всех детей в Калининградской области рождается у матерей в возрасте до 30 лет), в целом молодежи, остается сдержанным; увеличивается число разводов (прирост числа разводов в 4 раза больше прироста числа браков), что, как правило, связано с высоким уровнем жизненной неустроенности, неопределенности будущего, различными социальными рисками.
Политика обеспечения жильем молодых семей не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагают накоплениями и имеют текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп. Кроме того, расходы у них превышают доходы из-за необходимости инвестирования части средств в профессиональную подготовку, а также в приобретение товаров длительного пользования. В то же время, молодые семьи характеризуются высокой вероятностью повышения своих доходов в будущем, т.е. являются потенциально более надежными заемщиками, чем другие возрастные группы населения. Во-вторых, они в основном выполняют репродуктивную функцию, реализация которой в значительной степени предопределяется условиями проживания этой категории граждан и перспективами улучшения этих условий. В-третьих, молодежь является наиболее подвижной и динамичной группой населения, которая при соответствующем стимулировании со стороны государства склонна к трудовой миграции в поисках жилья и работы. Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов региона.
Из-за неблагоприятных экономических условий сокращены капитальные вложения в системе государственного строительства жилья, не восстановлен уровень ввода жилья, который был в 1990 году.
Переход в экономике к рыночным отношениям требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем молодых семей. Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере:
- у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникают отрицание молодежью их причастности к государственным делам, неверие в способность органов государственной власти и управления решать проблемы молодежи;
- угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни;
- снижается потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;
- снижается деторождаемость в области (жилищные условия молодой семьи относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей);
- неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей;
- усиливается миграция молодежи, многие стремятся выехать за рубеж на постоянное жительство;
- растет детская и молодежная преступность, увеличивается количество молодых, ведущих антиобщественный образ жизни.
Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.
Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. В последние годы число вступающих в брак стало сокращаться. Неуклонно возрастает число распавшихся семей. Среди молодых семей обзавестись потомством желают лишь 50%, завести второго ребенка - 57% и лишь 19% семей рискуют решиться на рождение третьего ребенка. В 40% молодых семей откладывают рождение ребенка по экономическим и жилищным соображениям. Почти 50% браков молодых граждан распадаются. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, организацию досуга. Выборочное социально-демографическое обследование, проведенное Госкомстатом России, показало, что только порядка 15% из опрошенных считают свои жилищные условия удовлетворительными. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.
Программа предлагает финансово-кредитный и организационный механизм оказания государственной поддержки, обеспечивающий строительство и приобретение доступного жилья для молодежи с минимальным привлечением средств из областного и муниципальных бюджетов (по согласованию). Программа имеет социальный характер и направлена на улучшение жилищных условий молодых семей.
С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа построенных квартир.