Недействующий

ЗАКОН

КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 15 июня 2003 года N 270

О целевой областной государственной Программе "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"

(в ред. Закона Калининградской области от 22.12.2005 N 711)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Закона Калининградской области от 04.10.2006 N 59.
____________________________________________________________________

Принят
 Калининградской областной Думой третьего созыва
5 июня 2003 года


Настоящий Закон формирует организационные, правовые, социально-экономические условия для осуществления мер по улучшению жилищных условий молодых семей и демографической ситуации в Калининградской области.

Статья 1. Утвердить целевую областную государственную Программу "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)" (прилагается).

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)
Калининградской области
В.Г. Егоров

     15 июня 2003 г.
     N 270
     г. Калининград

Приложение
к Закону Калининградской области
"О целевой областной
государственной Программе
"Обеспечение жильем молодых семей
(2003-2007 гг.)"

ЦЕЛЕВАЯ ОБЛАСТНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"


г. Калининград 2003 год

ПАСПОРТ
целевой областной государственной Программы "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"


Наименование     Целевая областная государственная Программа
Программы        "Обеспечение жильем молодых семей (2003-2007 гг.)"

Заказчик         Правительство Калининградской области.
Программы
                 (в ред. Закона Калининградской области от 22.12.2005
                 N 711)

Основания      - Постановление Правительства Российской Федерации
для              от 27 декабря 2000 года N 1015 "О Федеральной целевой
разработки       программе "Молодежь России (2001-2005 годы)";
               - Постановление Правительства Российской Федерации
                 от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме
                 "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав
                 Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010
                 годы";
               - Закон Калининградской области от 28 января 2000 года
                 N 169 "О государственной молодежной политике в
                 Калининградской области";
               - Закон Калининградской области от 8 мая 2002 года
                 N 141 "О целевой областной государственной Программе
                 "Молодежь Калининградской области 2002-2005 гг.".

Разработчик      Министерство образования Калининградской области.
Программы
                 (в ред. Закона Калининградской области от 22.12.2005
                 N 711)

Цель             Создание системы государственной поддержки молодых
Программы        семей в решении жилищной проблемы для улучшения
                 демографической ситуации в Калининградской области.

Основные       - создание нормативно-правовой основы государственной
задачи           поддержки молодых семей по строительству и
Программы        приобретению жилья;
               - создание организационной инфраструктуры и механизма
                 реализации системы государственной поддержки молодых
                 семей по строительству (приобретению) жилья;
               - создание системы управления реализацией Программы;
               - обеспечение государственной поддержки инициативы
                 молодежных организаций по улучшению жилищных и
                 социально-бытовых условий молодых семей.

Исполнители      Министерство образования Калининградской области.
основных         Министерство ЖКХ и строительства Калининградской
мероприятий      области.
Программы        Фонд жилищного и социального строительства
                 Калининградской области.
                 Министерство финансов Калининградской области.
                 Администрации муниципальных образований.
                 (в ред. Закона Калининградской области от 22.12.2005
                 N 711)

Сроки и этапы    2003-2004 гг.:
реализации       Создание необходимой для реализации Программы
                 организационной структуры.
                 Разработка и принятие нормативных актов
                 (положений, правил и т.д.), обеспечивающих
                 формирование организационных и финансовых
                 механизмов реализации Программы.
                 Отработка взаимодействия участников системы
                 государственной поддержки молодых семей в улучшении
                 жилищных условий.
                 Обеспечение жильем молодых семей на конкурсной основе
                 в соответствии с механизмом реализации Программы.
                 Создание системы мониторинга реализации Программы,
                 жилищных и социально-бытовых проблем молодой семьи.

                 2005-2007 гг.:
                 Совершенствование организационного, правового и
                 финансового механизмов Программы.
                 Расширение масштабов реализации Программы,
                 обеспечение устойчивого функционирования системы.

Объемы и         Общий объем необходимых финансовых средств
источники        из областного бюджета для реализации Программы
финансирования   в 2003-2007 гг. составляет 55,7 млн. рублей,
                 в том числе:
                 2003 г. - 10 млн. рублей (в рамках финансирования
                 инвестиционной программы)
                 2004 г. - 10 млн. рублей
                 2005 г. - 11 млн. рублей
                 2006 г. - 11,9 млн. рублей
                 2007 г. - 12,8 млн. рублей
                 Объемы финансирования Программы уточняются
                 и корректируются ежегодно при рассмотрении
                 областного бюджета на предстоящий год.
                 Финансовые средства муниципальных образований
                 (по согласованию).

Ожидаемые        Создание условий для реализации жилищной
конечные         проблемы и повышения уровня обеспеченности
результаты       молодых семей жильем.
реализации       Развитие и закрепление семейных отношений
Программы        в молодежной среде.
                 Улучшение демографической ситуации в регионе,
                 повышение рождаемости населения.
                 Привлечение финансовых средств молодых семей
                 в жилищную сферу.

Организация      Контроль за исполнением Программы осуществляет
контроля за      Министерство образования Калининградской области.
исполнением
Программы
                 (в ред. Закона Калининградской области от 22.12.2005
                 N 711)

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ


Актуальной проблемой в настоящее время является депопуляция населения России. Первостепенной составляющей депопуляционных тенденций является снижение рождаемости. Современная демографическая ситуация в Калининградской области характеризуется сложившимся с 1992 г. отрицательным естественным приростом, который с каждым годом увеличивается и по состоянию на 2000 год составил 7037 человек. Продолжается общее старение населения, вызванное высокой смертностью (число умерших с каждым годом растет, сравнивая показатели 1999 и 2000 гг., увеличение составляет 8,3%; за 2001 год число умерших в 1,93 раза превышает число родившихся), что приводит к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека. За 10 лет (1990-2000 гг.) число родившихся за один год в области уменьшилось с 10,511 тысяч человек (1990 г.) до 7,573 тысяч человек (2000 г.), т.е. на 28%.

На фоне общего ухудшения демографической ситуации в Калининградской области демографическая ситуация в сельской местности стоит особенно остро. Люди уходят из деревни, особенно молодежь.

Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 1999 году по данным Госкомстата Российской Федерации он уменьшился до 1,17. По данным Калининградского областного комитета государственной статистики, данный показатель в регионе в 2001 году составлял 1,12; в соответствии с демографическим прогнозом по Калининградской области на 2001-2015 годы показатель воспроизводства населения к 2015 году может уменьшиться до 1,067.

Репродуктивное поведение молодых семей (на которые приходится основная масса рождаемости детей: 80,02% всех детей в Калининградской области рождается у матерей в возрасте до 30 лет), в целом молодежи, остается сдержанным; увеличивается число разводов (прирост числа разводов в 4 раза больше прироста числа браков), что, как правило, связано с высоким уровнем жизненной неустроенности, неопределенности будущего, различными социальными рисками.

Политика обеспечения жильем молодых семей не может быть эффективной, если она базируется на тех же принципах, что и для остальных групп населения. Во-первых, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку, как правило, не располагают накоплениями и имеют текущие доходы ниже, чем у других возрастных групп. Кроме того, расходы у них превышают доходы из-за необходимости инвестирования части средств в профессиональную подготовку, а также в приобретение товаров длительного пользования. В то же время, молодые семьи характеризуются высокой вероятностью повышения своих доходов в будущем, т.е. являются потенциально более надежными заемщиками, чем другие возрастные группы населения. Во-вторых, они в основном выполняют репродуктивную функцию, реализация которой в значительной степени предопределяется условиями проживания этой категории граждан и перспективами улучшения этих условий. В-третьих, молодежь является наиболее подвижной и динамичной группой населения, которая при соответствующем стимулировании со стороны государства склонна к трудовой миграции в поисках жилья и работы. Таким образом, поддержка молодых семей при улучшении жилищных условий должна более полно соответствовать их материальным возможностям, стимулировать воспроизводство населения и территориальную миграцию исходя из интересов региона.

Из-за неблагоприятных экономических условий сокращены капитальные вложения в системе государственного строительства жилья, не восстановлен уровень ввода жилья, который был в 1990 году.

Переход в экономике к рыночным отношениям требует создания новых механизмов в системе обеспечения жильем молодых семей. Нерешенность проблемы обеспечения молодых семей жильем приводит к негативным явлениям в социальной сфере:

- у молодежи формируется чувство социальной незащищенности, возникают отрицание молодежью их причастности к государственным делам, неверие в способность органов государственной власти и управления решать проблемы молодежи;

- угасает интерес к трудовой деятельности из-за отсутствия перспективы создания нормальных условий жизни;

- снижается потребность в создании семьи из-за трудностей, связанных с обеспечением жильем;

- снижается деторождаемость в области (жилищные условия молодой семьи относятся к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей);

- неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей;

- усиливается миграция молодежи, многие стремятся выехать за рубеж на постоянное жительство;

- растет детская и молодежная преступность, увеличивается количество молодых, ведущих антиобщественный образ жизни.

Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей.

Трудное жилищное положение оказывает особенно отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи, потому что основная доля рождений приходится на первые брачные годы. В последние годы число вступающих в брак стало сокращаться. Неуклонно возрастает число распавшихся семей. Среди молодых семей обзавестись потомством желают лишь 50%, завести второго ребенка - 57% и лишь 19% семей рискуют решиться на рождение третьего ребенка. В 40% молодых семей откладывают рождение ребенка по экономическим и жилищным соображениям. Почти 50% браков молодых граждан распадаются. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, организацию досуга. Выборочное социально-демографическое обследование, проведенное Госкомстатом России, показало, что только порядка 15% из опрошенных считают свои жилищные условия удовлетворительными. Улучшение жилищных условий в виде отдельной квартиры в наибольшей степени способствует увеличению размеров семьи. В целом средняя населенность семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем в семьях, которые снимают комнату или живут в общежитии.

Программа предлагает финансово-кредитный и организационный механизм оказания государственной поддержки, обеспечивающий строительство и приобретение доступного жилья для молодежи с минимальным привлечением средств из областного и муниципальных бюджетов (по согласованию). Программа имеет социальный характер и направлена на улучшение жилищных условий молодых семей.

С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для молодых семей, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход, и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа построенных квартир.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ


Цель реализации Программы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Калининградской области.

Основные задачи Программы:

- создание нормативно-правовой основы государственной поддержки молодых семей по строительству и приобретению жилья;

- создание организационной инфраструктуры и механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей по строительству (приобретению) жилья;

- создание системы управления реализацией Программы;

- обеспечение государственной поддержки инициативы молодежных организаций по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей.

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

- добровольность участия молодых семей в Программе;

- конкурсное участие молодых семей;

- привлечение внебюджетных средств (молодых семей, дольщиков, организаций и т.д.);

- эффективное и целевое использование средств;

- наличие средств у молодой семьи, позволяющих быть участниками Программы;

- оказание безвозмездной помощи в виде субсидий молодым малообеспеченным семьям, которые готовы жить в сельском округе и один из супругов которых является работником бюджетной сферы;

- предоставление безвозмездной субсидии на оплату части стоимости построенного (приобретенного) жилья при рождении (усыновлении) ребенка;

- предоставление молодым семьям государственной поддержки в виде рассрочки платежа за построенное (приобретенное) жилье.

3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»