Основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти Приморского края и местного самоуправления должен стать программно-целевой принцип организации деятельности путем создания условий для интеграции стратегических целей и совокупности мер для их достижения в рамках государственных программ.
Сами государственные программы будут содержать в себе определенные цели, четкие объемы услуг и субсидий.
Государственные программы определяют цели, задачи, результаты, основные приоритетные направления и инструменты, обеспечивающие участие Приморского края в реализации государственной политики либо обеспечивающие реализацию в установленные сроки утвержденных мероприятий.
Общими принципами разработки и реализации государственных программ являются:
формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития Приморского края и индикаторов их достижения;
определение органа исполнительной власти Приморского края, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);
установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти Приморского края и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении;
исполнение органами исполнительной власти Приморского края, осуществляющими управление государственными программами и их подпрограммами, всех полномочий, необходимых для достижения целей государственных программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики Приморского края с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации государственных программ.
На ведомственном уровне инструментом стратегического и операционного планирования могут являться доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Приморского края.
Для реализации изложенных подходов предлагается организовать подготовку проектов государственных программ с отражением в них в том числе следующих основных вопросов:
обоснование цели и задач государственной программы, ее вклада в достижение (реализацию) долгосрочных целей (приоритетов) социально-экономического развития Приморского края;
анализ исходной ситуации, сложившихся и прогнозируемых тенденций, основных проблем в соответствующей сфере;
прогноз конечных результатов реализации государственной программы, характеризующих целевое состояние, изменение состояния уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере;
перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с расшифровкой плановых значений в целом и по годам ее реализации;
сроки реализации государственной программы в целом, основные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных показателей;
основные меры правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение цели и конечных результатов реализации государственной программы, с обоснованием основных положений и сроков принятия проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых на первом этапе ее реализации;
перечень включенных в состав государственных программ подпрограмм;
обоснование общего объема бюджетных ассигнований из бюджета Приморского края в целом и по годам реализации государственных программ.
Государственные программы должны быть увязаны друг с другом и с государственными программами Российской Федерации.
Одним из первых этапов подготовки к переходу к программной структуре расходов краевого бюджета будет являться усовершенствование порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формировании и реализации, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года N 46-па.
Внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов государственной власти Приморского края и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований бюджета Приморского края по новым принципам требуют изменения порядка составления и утверждения бюджета Приморского края.
В отношении бюджета Приморского края Программа исходит из необходимости, возможности и целесообразности перехода, начиная с 2013 года, к программно-целевому принципу его представления.
Программная структура с самого начала должна охватывать большую часть расходов бюджета Приморского края. При этом необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти Приморского края будет возрастать необходимость расширения всех бюджетных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, отвечающими за реализацию соответствующих программ и подпрограмм.
Внедрение принципов формирования программного бюджета Приморского края предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств Приморского края, обоснований бюджетных ассигнований бюджета Приморского края.