Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 - 2012 годы ставит задачу перехода к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля. Посланием определены направления для повышения качества предоставляемых гражданам государственных услуг, модернизации сети оказания услуг за счет бюджетных средств. Впервые заявлено о том, что бюджетное планирование должно быть основано на консервативном варианте прогноза. Допущена возможность перехода с 2011 года к программной структуре бюджета с одновременной корректировкой классификации расходов.
С вступлением в законную силу Федерального закона от 27 июля 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных учреждений)" изменен состав организаций, для которых составляется государственное задание, форма госзадания, внесено ограничение на включение в госзадание платных услуг, изменен подход к формированию перечней государственных услуг, изменены формы финансирования расходов бюджетных учреждений.
В рамках настоящей Программы ставится задача для реализации основной цели - создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти по выполнению функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.
Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года:
долгосрочная сбалансированность и устойчивость краевого бюджета как части бюджетной системы Российской Федерации;
совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований в Приморском крае;
переход к программной структуре расходов краевого бюджета;
оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения, в том числе создание системы мониторинга качества финансового менеджмента;
повышение эффективности предоставления государственных услуг;
развитие системы государственного финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Приморского края;
развитие информационной системы управления государственными финансами.
Одним из основных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов станет переход к программно-целевому бюджетному планированию, большая часть расходов краевого бюджета будет формироваться на основе государственных программ Приморского края (далее - государственные программы). В свою очередь, государственные программы должны формироваться исходя из стратегии социально-экономического развития Приморского края. Данный метод планирования сочетает в себе все элементы бюджетирования, ориентированного на результат, позволяющие осуществлять полный цикл управленческого процесса - от постановки задач планирования до оценки результата и эффективности произведенных бюджетных расходов. Кроме того, государственные программы содержат в себе механизм мониторинга, оценки, контроля и принятия решений.
Все государственные программы будут снабжены целевыми индикаторами с указанием сроков их выполнения, а также финансовых средств и их источников.
В рамках Программы планируется масштабная работа по переводу всех бюджетных учреждений на новые формы деятельности. Изменения направлены на повышение качества и эффективности государственных услуг, снятие устаревших и избыточных ограничений в работе бюджетных учреждений. Все учреждения будут реформированы на три типа - бюджетные, автономные и казенные.
В бюджетных организациях будет изменен механизм финансирования и расширена их правовая самостоятельность.
Казенные учреждения останутся на сметном финансировании. Их основное отличие от привычных бюджетных учреждений заключается в том, что объем дополнительных доходов в собственных бюджетах будет ограничен.
Программа может и должна рассматриваться как практический инструмент, объединяющий комплекс мероприятий, реализация которых будет иметь своим последствием в среднесрочной перспективе повышение качества управления общественными финансами и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Приморского края.