Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 - 2017 ГОДЫ

1. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2013 - 2014 ГОДАХ

Основными результатами реализации бюджетной и налоговой политики в 2013 - 2014 годах стали обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы области, формирование областного бюджета на основе государственных программ Сахалинской области, переход к формированию государственных заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам, повышение обеспеченности муниципальных образований, формирование брошюры "Бюджет для граждан".

С целью увеличения доходов местных бюджетов и повышения их бюджетной обеспеченности проводится планомерная работа по поэтапной передаче части налоговых доходов областного бюджета на муниципальный уровень.

С 1 января 2014 года в местные бюджеты в полном объеме переданы транспортный налог и налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения.

Доходы от акцизов на нефтепродукты и налога на доходы физических лиц переданы в местные бюджеты по нормативам выше установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации на 10%.

Проводится поэтапная работа по отмене региональных льгот.

С 1 января 2014 года отменены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу:

- в отношении имущества, предназначенного для рыборазведения, прибрежного лова и переработки рыбы, осуществляемых на береговых предприятиях области;

- в отношении имущества, предназначенного для переработки древесины, дикоросов, грибов и ягод, имущества товариществ собственников жилья;

- в отношении транспортных средств налогоплательщиков - юридических лиц, за исключением общественных организаций инвалидов и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для стимулирования использования транспорта, работающего на газомоторном топливе, с целью уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду внесены изменения в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге", согласно которым на период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2020 года установлена льгота в виде снижения в два раза ставок транспортного налога для транспортных средств, использующих природный газ в качестве моторного топлива, способствующая увеличению количества газобаллонного транспорта и стимулированию развития регионального рынка газомоторного топлива.

В рамках перехода к налогообложению недвижимости исходя из кадастровой стоимости в 2013 году внесены изменения в Закон Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", которыми установлены налоговые ставки в следующих размерах: в 2014 году - 1,0 процент, в 2015 году - 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы - 2,0 процента, применяемые в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства. Налоговые ставки применяются в отношении указанных объектов недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В целях обеспечения благоприятных условий для ведения бизнеса субъектами малого предпринимательства принят Закон Сахалинской области "О введении на территории Сахалинской области патентной системы налогообложения". Законом установлен потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, исходя из которого оплачивается стоимость патента, а также предусмотрена дифференциация дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества транспортных средств и количества обособленных объектов (площадей). Снижена величина годовой базовой доходности по виду предпринимательской деятельности "Изготовление изделий народных художественных промыслов" до минимального уровня. Эта мера направлена на стимулирование деятельности индивидуальных предпринимателей из числа малочисленных народов Севера.

Для создания благоприятных налоговых условий осуществления инвестиционной деятельности, создания новых промышленных предприятий на территории области в 2014 году внесены изменения в Закон Сахалинской области "О льготах по налогу на прибыль организаций", направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов, что в свою очередь окажет положительное влияние на создание дополнительных рабочих мест, рост налоговой базы, увеличение доходного потенциала бюджета области. Закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года, и будет действовать до 1 января 2029 года.

Закон применяется в отношении региональных инвестиционных проектов, целью которых является производство товаров, при одновременном соответствии требованиям, установленным налоговым законодательством.

К региональному инвестиционному проекту предъявляются требования по объему капитальных вложений в соответствии с инвестиционной декларацией (не менее 50 млн. рублей при условии их осуществления в течение трех лет со дня включения организации в реестр участников или 500 млн. рублей при условии их осуществления в течение пяти лет). Кроме того, проект не должен быть связан с добычей нефти и газа.

Законом области предусмотрены ставки налога, подлежащего зачислению в областной бюджет в размере:

- 0 процентов в течение пяти налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта;

- 10 процентов в течение следующих пяти налоговых периодов.

Для решения задачи по увеличению финансовых возможностей областного бюджета, в том числе за счет эффективного использования бюджетных средств, разработан План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Сахалинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденный распоряжением Правительства Сахалинской области от 15 ноября 2013 года N 841-р. В рамках реализации мероприятий вышеуказанного Плана в 2014 году за счет поступления дополнительных доходов в бюджет области Правительством Сахалинской области осуществлено досрочное погашение привлеченных в кредитных организациях кредитов, что позволило по состоянию на 1 июня 2014 года полностью сократить объем государственного долга.

Одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является государственная (муниципальная) программа.

Исходя из внесенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, устанавливающих правовые основания для формирования бюджетов на основе государственных и муниципальных программ, в Сахалинской области осуществлен переход к составлению "программного" бюджета, начиная с бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Всего разработаны и утверждены 23 государственные программы, направленные на реализацию основных направлений социально-экономического развития Сахалинской области на период 2014 - 2020 годов. Доля "программных" расходов областного бюджета составляет 97 процентов от общего объема расходов. Но есть ряд нерешенных проблем. На низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование расходных обязательств. Не удалось избежать практики фрагментальных изменений государственных программ, не увязываемых с показателями эффективности, что сказывается на качестве бюджетного планирования.

Приняты нормативные правовые акты Правительства Сахалинской области, регулирующие порядок составления проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также порядок и методика планирования бюджетных ассигнований областного бюджета Сахалинской области на очередной финансовый год и плановый период.

Разработаны методические рекомендации по разработке и утверждению муниципальных программ и составлению программных бюджетов муниципальных образований, начиная с бюджетов на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Переход к программно-целевому методу планирования изменил принципы назначения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, ведомственной и функциональной структуры расходов бюджетов. Начиная с бюджетов на 2014 год, помимо единых разделов и подразделов классификации расходов бюджетов, вводятся единые для всех бюджетов группы, подгруппы, элементы видов расходов, а также перечень статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления.

При этом согласно части 4 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевые статьи формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Приказом министерства финансов Сахалинской области от 2 декабря 2013 года N 60 "Об утверждении Перечня и кодов целевых статей расходов областного бюджета Сахалинской области" установлены коды и наименования целевых статей, применяемые при составлении областного бюджета, начиная с 2014 года. При этом в целях обеспечения прозрачности и обоснованности бюджетных ассигнований в условиях формирования государственных программ определены уникальные целевые статьи расходов областного бюджета исходя из структуры государственных программ.

В условиях автоматизации процесса планирования областного бюджета с использованием информационной системы министерства финансов Сахалинской области "Автоматизированная система управления бюджетным процессом Сахалинской области" принят новый порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета.

В целях развития межбюджетных отношений проведена подготовительная работа по консолидации субсидий, увеличению доли межбюджетных трансфертов, распределяемых законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

С целью предоставления населению актуальной информации о бюджете и его исполнении в доступной для понимания форме разработан и размещен на официальном сайте министерства финансов Сахалинской области "Бюджет для граждан".