Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО КЛАСТЕРА "АЛТАЙБИО" НА 2014 - 2018 ГОДЫ (с изменениями на: 21.09.2015)


Рис. 6. Динамика производства комплексных пищевых добавок в России и Алтайском крае в натуральном выражении, тонн*

(по данным Росстата)

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.



По данным некоторых аналитических агентств, в структуре аптечных продаж БАД занимают второе место после ЛС. Через аптеки в 2013 году их было реализовано около 311 млн упаковок (169 млн упаковок в 2005 году) на общую сумму порядка 26,4 млрд рублей в оптовых ценах и 36,2 млрд рублей в розничных. Аптеки активно развивают это направление в своих продажах, расширяя нелекарственный ассортимент.

В отличие от рынка ЛС, на котором доминирует продукция иностранных производителей, на рынке БАД ситуация прямо противоположная: отечественные производители занимают 62% объема продаж в стоимостном выражении и 82% - в натуральном. Рейтинг производителей БАД, публикуемый маркетинговым агентством DSM Group, в последние годы возглавляет ключевое предприятие "АлтайБио" - ЗАО "Эвалар", на продукцию которого приходится около 20% всех аптечных продаж БАД в денежном выражении (порядка 5 млрд рублей по итогам 2013 года). При этом отрыв компании от ближайшего конкурента - фармацевтического холдинга "РИА "Панда" составляет 9%. В рейтинг брендов ТОП-20 по итогам 2013 года включены 4 препарата ЗАО "Эвалар" - Турбослим, Фитолакс, Овесол, Ци-клим (по данным этого же маркетингового агентства).

Компания впервые в России реализовала на практике мировой опыт создания в рамках одного предприятия производства полного цикла - от выращивания лекарственных трав и их переработки в экстракты до упаковки готовой продукции. Объем отгруженной продукции, производимой ЗАО "Эвалар", по итогам 2013 года составил 8,8 млрд рублей (прирост 17% к уровню 2012 года). Компания занимает 2 место среди фармацевтических предприятий в рейтинге 400 крупнейших предприятий Сибири, уступая по объемам реализации лишь крупнейшему национальному дистрибьютору - ЗАО НПК "Катрен".

С точки зрения социальных факторов, оказывающих влияние на формирование данного рынка, можно обозначить следующие тенденции:

нарастание потребности населения в здоровом образе жизни, ориентация на активную жизнь. В этой связи наиболее перспективными группами БАД являются профилактические, общеукрепляющие, тонизирующие и иммуностимулирующие препараты, продукция для фитнесса;

увеличение в структуре населения лиц пожилого возраста и, как следствие, рост потребности в препаратах, предназначенных для замедления процессов старения (антиоксиданты, цитамины, средства поддержания обменных процессов в тканях мозга и т.п.), а также в средствах для поддерживающей терапии и профилактики обострений хронических заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, центральной нервной систем.

Учитывая экономические факторы, необходимо отметить рост покупательной способности, обусловленный увеличением благосостояния потребителей и постепенным улучшением уровня их жизни, что позволяет тратить средства не только на лечение болезней, но и на их профилактику. Еще одним немаловажным фактором выступает осознание населением проблемы экологического загрязнения и, как следствие, загрязнения внутренней среды человека экотоксикантами. Потребители предпочитают продукцию на основе природных компонентов, и при возможности выбора приоритет будет отдан БАД, произведенным из натурального сырья растительного и животного происхождения.

В целом рынок биодобавок можно считать сформированным и относительно сегментированным. Вместе с тем, по мнению профильных специалистов, за счет правильного позиционирования БАД имеется серьезный потенциал для расширения российского рынка, что выступает важным фактором развития предприятий кластера (рисунок 7).