Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "КАДРЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 08.08.2017)


 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Алтайский край является одним из динамично развивающихся регионов Российской Федерации, экономика которого представляет собой многоотраслевой комплекс. В базовых для края отраслях (промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг) работает 637,7 тыс. человек, или 58% занятых.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года приоритетными направлениями развития экономики выступают отрасли (виды деятельности) с высокой долей добавленной стоимости: биотехнологии, фармацевтика, отдельные отрасли машиностроения и пищевой промышленности, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, высокодоходные виды услуг сервисного сектора, включая комплекс финансовых услуг, а также услуг в сфере высоких технологий.

С развитием экономики усиливаются позитивные тенденции на рынке труда, последовательно улучшается качество жизни населения края. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан в Алтайском крае в 2013 году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 18,8% (в Российской Федерации - на 11,5%, в Сибирском федеральном округе - на 6,5%).

Номинальная заработная плата одного работника Алтайского края за 2006 - 2013 годы возросла в 3,7 раза (в Российской Федерации - в 3,5 раза, в Сибирском федеральном округе - в 3,3 раза). С 2012 года началось сближение уровня заработных плат в отраслях материального производства и бюджетной сфере: прирост среднемесячной заработной платы за 2012 - 2013 годы в целом по краю составил 30,3%, в образовании - 37,0%, здравоохранении - 43,7%.

Алтайский край характеризуется высоким уровнем кадрового потенциала. На 1 января 2014 года численность трудоспособного населения края составила 1372,7 тыс. человек (1,6% трудоспособного населения России, 12,0% - Сибирского федерального округа). Алтайский край занимает пятое место в Сибирском федеральном округе по численности трудоспособного населения. В крае функционирует развитая инфраструктура профессионального образования, ежегодно обеспечивающая рынок труда порядка 30 тыс. выпускников.

Основные демографические тенденции, оказывающие влияние на численность и качество трудовых ресурсов, в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским и по Сибирскому федеральному округу: рост рождаемости, снижение смертности и миграционной убыли населения.

В результате принимаемых системных мер за последние 8 лет убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 11,3 тыс. человек. Наблюдается динамика снижения миграционной убыли населения (с 7,2 тыс. человек в 2006 году до 6,4 тыс. в 2013 году).

Доминирующим компонентом миграционных процессов остается внутрикраевое передвижение населения (в 2013 году на его долю приходилось около 64% перемещений). За 2013 год по сравнению с 2006 годом число мигрантов внутри края увеличилось в 1,8 раза (на 25,7 тыс. человек). В городских поселениях миграционная убыль сменилась стабильным приростом численности населения (в 2006 году убыль городского населения составляла 3,3 тыс. человек, в период с 2011 по 2013 годы - прирост составил в среднем 3,4 тыс. человек в год). Миграционные перемещения в большинстве сельских территорий края в значительной степени связаны с передвижением молодежи в города, где расположены организации профессионального образования, с последующим трудоустройством.

С учетом прогнозируемых положительных демографических тенденций, наличием резерва незанятого населения, высокого потенциала системы профессионального образования, возможной трудовой иммиграцией из других регионов России и соотечественников из-за рубежа численность занятых в экономике края может оставаться стабильной.

Высокий экономический потенциал, выгодное геоэкономическое положение региона дают дополнительные импульсы возникновению новых рынков и развитию рынка труда. На территории Алтайского края реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов всесибирского значения. В рамках четырех взаимосвязанных кластеров (агропромышленного, биофармацевтического, туристско-рекреационного и топливно-энергетического) реализуется программа "Комплексное развитие Алтайского Приобья" на период до 2025 года, предусматривающая реализацию 89 инвестиционных проектов.

Для их реализации и развития высокотехнологичных инновационных производств необходима эффективная система кадрового обеспечения потребностей экономического роста, в том числе особое внимание должно быть уделено обеспечению квалифицированными кадрами создаваемых и модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест, повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Уже в настоящее время в регионе сложилась значительная потребность в квалифицированных работниках. Ежемесячно в службу занятости заявляется порядка 10 - 15 тыс. вакансий на постоянную работу, еще не менее 1,5 тыс. вакансий, где занятость носит временный и сезонный характер.

В результате становятся актуальными проблемы обеспечения необходимыми квалифицированными кадрами секторов экономики с высоким потенциалом устойчивого роста, сбалансированности спроса на рабочую силу и структуры профессиональной подготовки кадров.

На первый план выходит дисбаланс спроса на рынке труда и социально-культурных предпочтений населения при поступлении на обучение, обусловленной недостаточной связью профориентационной работы с системой образования и рынком труда.

На ситуацию также влияет наличие территориального и структурного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на локальных рынках труда, которая определена следующими факторами:

значительной долей в Алтайском крае сельского населения, составляющей 44,2%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в целом по стране доля сельских жителей составляет 25,8%, по Сибирскому федеральному округу - 27,5%). В связи с тем, что значительная часть рабочих мест сосредоточена в городах, наиболее сложное положение на рынке труда региона отмечается в сельской местности, где проживает более 75,0% официально зарегистрированных безработных граждан и имеется менее 25,0% всех вакансий края;

невысоким уровнем внутрикраевой трудовой мобильности. Он обусловлен значительными затратами, связанными с переменой места жительства, отсутствием в большинстве организаций, испытывающих потребность в работниках, развитой системы сопровождения рабочих мест - жилья, транспортной сети и иных объектов, повышающих качество жизни в территориях, прежде всего сельских;

наличием структурной безработицы на регистрируемом рынке труда - несоответствия вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, более 70,0% заявленных вакансий (за 2013 год - 109,1 тыс. единиц) - по рабочим профессиям, в то же время только 40,0% безработных граждан имеют начальное или среднее профессиональное образование.

Разработанная государственная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сбалансированности профессиональной подготовки кадров с перспективными потребностями экономики, обеспечение условий для ускоренного роста человеческого капитала с учетом модернизации и технологического развития приоритетных отраслей экономики.