В крае в настоящее время актуальны вопросы:
формирования современной структуры рабочей силы с учетом динамики рынка труда, появления новых профессий, изменения содержания и условий труда традиционных профессий;
исследования перспективных потребностей рынка труда;
обеспечения эффективной политики молодежной занятости;
развития профессиональной и территориальной мобильности населения, готовности к профессиональному обучению и повышению квалификации на протяжении всей жизни;
повышения престижа рабочих профессий;
укрепления взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг.
На ситуацию с обеспечением человеческими ресурсами реального сектора экономики и бюджетной сферы оказывают влияние не только экономические, демографические и образовательные факторы, но и профессиональное самоопределение граждан как базовый элемент формирования трудового потенциала населения.
В настоящее время в Алтайском крае и в России в целом перед населением ставятся новые задачи по поддержанию собственной конкурентоспособности и профессионально-трудовой мобильности на протяжении всей жизни. Для реализации профессиональных планов гражданам необходимо обладать знаниями и умениями, которые в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы помогли бы им переориентироваться. В связи с этим профориентация должна не просто помогать людям в выборе профессии, востребованной на рынке труда, но и научить формировать собственный образовательно-профессиональный формат на основе имеющихся ресурсов, самостоятельно управлять своей профессиональной карьерой, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.
С экономической точки зрения система сопровождения профессионального самоопределения должна оказывать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, успешную профессионально-трудовую адаптацию.
Профессиональное самоопределение, трудоустройство и занятость молодежи в современных условиях характеризуются:
наличием территориального и структурного дисбалансов спроса и предложения рабочей силы на рынках труда региона, формирующих кадровый дефицит;
необходимостью рационального распределения трудовых ресурсов и противоречащими этому личными интересами молодежи при выборе профессии.
В Алтайском крае регулярно проводится мониторинг сферы профессиональных предпочтений учащихся выпускных классов общеобразовательных организаций. Исследования показывают, что более 30,0% выпускников к концу обучения не сделали профессиональный выбор; около половины не знают, какие профессии востребованы на рынке труда; более 70,0% выбирают вуз в качестве места учебы, в то время как в структуре спроса дефицитом трудовых ресурсов характеризуются рабочие профессии для приоритетных отраслей экономики края.
Таким образом, сфера профессиональных предпочтений старшеклассников и структура профессионального образования смещена в пользу высшей школы. При этом сохраняется необязательный характер психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных организаций, не в полной мере задействован потенциал традиционных элементов системы образования, ориентированной на построение образовательного маршрута вне привязки к будущей профессионально-трудовой деятельности.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287)
В действующем формате профориентации у школьников зачастую не происходит знакомство с имеющимися возможностями профессионального самоопределения в соответствии с ситуацией на рынке труда и спросом на рабочую силу; отсутствует формирование умений и навыков, необходимых для принятия конструктивных решений по построению профессионально-образовательной траектории и выбора профессионального пути, планированию профессиональной карьеры.
Зачастую профессии, которые приобретают молодые люди в учреждениях профессионального образования, остаются невостребованными на рынке труда, вследствие чего молодым специалистам приходится менять приобретенную профессию.
В настоящее время достаточно остро стоит проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования, особенно по приобретенной профессии. Ежегодно около 2 - 3 тысяч выпускников учреждений профессионального образования всех уровней обращаются в органы службы занятости населения по вопросам поиска работы, из них порядка 60,0% признаются безработными, около 10,0% направляются на профессиональную переподготовку.
Следует отметить расширение масштабов востребованности профориентационных услуг. Так, органами службы занятости населения края ежегодно предоставляются государственные услуги по организации профессиональной ориентации в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения около 70,0 тыс. гражданам, в том числе молодежи - 30,0 тыс. человек.
Все вышеизложенное подтверждает факт актуализации потребностей населения в профориентационных услугах, поскольку сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в общественно полезном труде и не всегда адекватными этому субъективными устремлениями человека.
Наряду с этим имеют место:
недостаточность нормативно-правового сопровождения организации профориентационной работы в Алтайском крае;
несовершенство взаимодействия всех субъектов профессиональной ориентации (детей и подростков, их родителей, органов и учреждений образования, службы занятости населения, молодежной политики, средств массовой информации, работодателей, общественности);
неопределенность функций, недостаточный уровень, либо отсутствие специальной подготовки специалистов по сопровождению профессионального самоопределения.
Актуальность координации на краевом уровне деятельности по сопровождению профессионального самоопределения граждан обусловлена участием в ней различных структур и социальных институтов, решающих зачастую более узкие внутриведомственные задачи.
В крае существует необходимость создания комплексной, обеспечивающей участие всех субъектов профориентации, рыночно ориентированной системы профориентационной работы для формирования структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда. Система профессиональной ориентации должна стать неотъемлемым элементом всей кадровой политики и частью двух сопряженных систем: непрерывного образования и эффективной занятости.
Принципы развития профориентационной работы: