Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае показывает, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии наблюдается в жилищном секторе и промышленности. Рост потребления тепловой энергии отмечается в промышленности и сельском хозяйстве.
Задача энергосбережения особенно актуальна для бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. Именно на содержание этих сфер направляется до 40 - 60% средств бюджетов разных уровней. На данном этапе обеспечено полное оснащение приборами учета потребляемых энергоресурсов бюджетных учреждений краевой собственности, до конца 2012 года проведено обязательное энергетическое обследование этих учреждений. Для данных объектов разработаны и реализуются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Обучение и повышение квалификации в области энергосбережения специалистов бюджетной сферы проводится ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова", ОАО "Алтайэнергосбыт", Министерством образования и науки Алтайского края. Данную работу необходимо продолжать в рамках реализации программных мероприятий.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 17.05.2017 N 168)
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов и воды при их производстве, передаче и потреблении. Расчеты и результаты тепловизионного контроля ограждающих конструкций зданий показывают, что общие теплопотери зданий на 50 - 60% выше нормативных. Усугубляет ситуацию рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, который приводит к увеличению расходов бюджетов всех уровней на энергообеспечение жилых домов, учреждений социальной сферы. На сегодняшний день реализован проект энергоэффективного дома, на основе анализа его результатов планируется разработка концепции строительства энергоэффективного квартала. Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при формировании тарифов на коммунальные услуги установлено требование о наличии программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Мероприятия данных программ подлежат учету в тарифе. На территории края установлены тарифы, дифференцированные по зонам суток, как для населения, так и для прочих потребителей. Необходимо и в дальнейшем проводить работу по повышению энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса, в том числе организационную, техническую и технологическую.
Остро стоит проблема низкой энергетической эффективности электроэнергетики, промышленности, сельского хозяйства и других отраслей. В соответствии с программами развития сельского хозяйства и электроэнергетики края проводятся мероприятия по снижению потерь энергоресурсов и сокращению затрат энергоресурсов на собственные нужды, а также развитию нетрадиционной и возобновляемой энергетики, в том числе ветро-, малой гидро- и биоэнергетики. Осуществляются обязательные энергетические обследования генерирующих, сетевых компаний. При помощи вертолета проведена тепловизионная съемка магистральных и внутриквартальных тепловых сетей г. Барнаула.
В Энергетической стратегии России на период до 2030 года обозначено, что одной из главных проблем является значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, составляющий до 40% от общего объема внутреннего энергопотребления. Согласно существующим оценкам потенциал сокращения энергопотерь характеризуется следующими данными:
жилые здания - в каждом случае в диапазоне от 18 до 19%;
электроэнергетика, промышленность, транспорт - в каждом случае в диапазоне от 13 до 15%;
теплоснабжение, оказание услуг, строительство - в каждом случае в диапазоне от 9 до 10%;
производство топлива, сжигание попутного газа, энергоснабжение бюджетных учреждений - в каждом случае в диапазоне от 5 до 6%;
сельское хозяйство - в каждом случае в диапазоне от 3 до 4%.
Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
отсутствие контроля за получаемыми, производимыми, транспортируемыми и потребляемыми энергоресурсами в результате неполной оснащенности приборами учета как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы ввиду высокой доли устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, ветхих жилых и общественных зданий, отсутствия энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности всех объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;